Александр Эйсмонт о развитии ребенка дошкольного возраста от 3 до 6 лет
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Дошкольный возраст важный этап в развитии ребенка. Именно этот период наиболее заполнен изменениями: социальными и психологическими. Детство в дошкольный период больше остальных влияет на становление личности ребенка. Кандидат педагогических наук и детский психолог Александр Эйсмонт отмечает, что в большинстве случаев детство переживается счастливо.
Дети воспринимают свою жизнь субъективно как открытую, беззаботную, все новое вызывает восторг и радость. Дабы не омрачать ранний этап взросления ребенка необходимо знать характеристики возрастных особенностей. По словам Александра Эйсмонта, знание особенностей развития детей поможет также правильно организовать образовательный процесс в условиях семьи.
Возраст от 3 до 4 лет
Этот период называется "кризисом трех лет". Ребенок видит взрослых людей и хочет быть, как они. Этот этап становление маленького человека также называется "я сам" — ребенок отделяет себя от взрослых. Александр Эйсмонт комментирует:
.
Александр Эйсмонт говорит:
Эмоции, которые проявляют дети от 3 до 4, очень неустойчивы. Они сильно привязаны к ситуации. Детям свойственно ощущение безопасности. Они не знают, что такое причинно-следственная связь. Для детей трех-четырех лет нормально спровоцировать опасный, по мнению взрослых, способ поведения. Трогать горячий чайник, совать пальцы куда не надо — все то, что любят дети. Однако именно это помогает им познакомиться с нормами и узнать о существовании последствий. Один раз ребенок обожжется, но больше никогда не полезет голыми руками к только закипевшему чайнику.
Также дети усваивают такие понятия, как "можно", "нужно", "нельзя". Запреты особенно интересно влияют на детское поведение, в особенности, когда они видят несоответствие нормам. Александр Эйсмонт отмечает, что если один ребенок видит, как другой нарушает установленные правила, он скорее всего расскажет об этом своим родителям, нежели будет поправлять второго ребенка.
В возрасте от трех до четырех лет у детей отмечается упрямство, строптивость, протест или бунт, деспотизм, ревность и обесценивание. Такие поведение и чувства выражает ребенок в частности из-за того, что его не устраивает "положение дел" в семье. Он требует к себе прежнее внимание и власть, когда исполнялись его любые прихоти.
Возраст от 4 до 5
В этом возрасте дети уже умеют обслужить себя: умыться, одеться, купаться, самостоятельно принимают пищу. Также замечается концентрация на своем самочувствии. Ребенок на простейшем уровне может объяснить, как он себя чувствует, где что болит. Дети в этом возрасте узнают понятие "гендер" и различают людей по половой принадлежности.
По словам Александра Эйсмонта, большое значение придается игре. Через нее ребенок познает мир. Даже утренние гигиенические процедуры воспринимаются, как игра. В играх с куклами или другими предметами можно увидеть последовательность действий, которая ранее (в возрасте трех лет) не имела большого значения.
Появляется осознавание роли в игре и условностей, которые она имеет. Ребенок предпочитает компании своих сверстников больше, нежели взрослых. Александр Эйсмонт отмечает, что дети выбирают партнеров по игре и понимают степень дружественных отношений между своим окружением.
Возраст от 5 до 6 лет
Благодаря пониманию общественных норм и социально приемлемого поведения на этом жизненном этапе дети уже начинают задавать вопросы к себе и корректировать свое поведение. Их мир все еще делится на черное и белое, однако в лексическом запасе появляются определения черт человека. Александр Эйсмонт говорит:
В 5 лет ребенок осознает себя. Он может охарактеризовать, как кого-то. В то же время он может сказать кем он хотел бы или не хотел бы быть. Это касается не только черт характера и внешнего вида.
Взаимоотношения со сверстниками становятся более устойчивыми. Дети-одногодки проводят вместе больше времени. Умение охарактеризовать распространяется и на окружение ребенка. Дети в пять лет могут объяснить, почему они с кем-то дружат и описать их ценности: "с ним весело", "у него красивые игрушки", "он дружелюбный".
Особенные отличия можно заметить в игре. Появляется совместное обсуждение правил, распределение ролей. Дети начинают взаимодействовать друг с другом, подмечать, если кто-то нарушает правила игры или не подходит для роли. Дети умеют обозначать территорию своей игры и распределять ее на сектора. Замечается значительное разнообразие игрового процесса. По словам Александра Эйсмонта, в этот период дети учатся взаимодействовать в социуме и осваивают новые модели поведения.
Реклама