6 идей, как увлечь ребенка чтением

Автор

Может показаться, что поскольку младенцы не умеют говорить, то и чтение им ни к чему. Тем не менее, исследования показали важность чтения для детей самого раннего возраста, – пишет в своем блоге на Huffingtonpost соавтор книги "Причины читать" Курт Вуттон.

Главное, что мы делаем – это читаем вместе каждый вечер перед сном. Сандра всегда может выбрать, читать ли ей с мамой на испанском или читать с папой на английском. Мы делали так с самого ее рождения.

Последние 23 года я учу студентов и преподавателей, как сделать чтение веселым и увлекательным. Вот несколько идей, которые превратят чтение в интерактивное путешествие. Я успешно использовал их со своей трехлетней дочерью Сандрой.

Строим

Некоторые дети любят сидеть и слушать истории, но все дети рано или поздно становятся нетерпеливыми и должны что-то делать. Мария Монтессори писала: «Руки – инструмент человеческого интеллекта». Многие книги вдохновляют на строительство вещей в реальном мире. В книге «Roxaboxen» девочка по имени Мэриэн превращает холм напротив ее дома в город, пользуясь лишь природными объектами и помощью друзей. Палки и камни – вот и все, что нужно, чтобы начать строить с детьми собственный город. Есть книги, которые позволяют помечтать о своем особенном доме, который бы соответствовал нашей личности. С помощью карандаша и бумаги, картона или кубиков дети могут изобретать собственные дома.

Записываем

Бывает так, что члены одной семьи живут в разных местах. Мы живем в Мексике, а бабушка и дедушка Сандры – в Соединенных Штатах. Моя мама сама записывает чтение и песни из разных книг и присылает мне. Я сделал в iTunes плэйлист с маминым чтением и кладу соответствующие книги на журнальном столике Сандры. Сандра всегда настаивает на дослушивании всех записанных книг за один присест. Она любит получать эти маленькие подарки от бабушки, и это отлично, что они могут прибывать в Мексику мгновенно – по электронной почте.

Ищем

"Спокойной ночи, луна" – книга на все времена, и вот почему: дети любят что-то рассматривать. Множество детских книг полны объектов, людей и зверей среди красочных пейзажей (поглядите, например, на книги, иллюстрированные Грэмом Бейзом и Джимми Ляо). Мы частенько прерываем рассказ, и я спрашиваю Сандру: «Сколько птичек на этой картинке?» или «Можешь отыскать чудовище?» Такие простые задачки помогают ей построить отношения с книгой, и потом, когда хочет, она открывает книгу и ищет предметы сама – первые шаги на ее пути к становлению независимым читателем.

Выполняем

Я часто провожу семинары для учителей о том, как они могут представлять книги детям. Одна из моих любимых книг для этого – «Там, где живут чудовища» Мориса Сендака. С Сандрой я буду делать так же. Мы пробираемся сквозь воображаемые деревья с Дикими Чудовищами. Мы дико пляшем. Она забирается ко мне на спину, когда мы проводим парад.

Импровизируем

На самом деле, это идея дочери. Однажды она собрала все свои игрушечные музыкльные инструменты на столике. Затем вручила мне книгу и попросила читать. Сама же оббежала столик и взяла барабанные палочки. Пока я читал, она играла на всех инструментах, создавая саундтрек к рассказу.

Организовываем

Уборка – не самый творческий подход к взаимодествию с книгой, но она, конечно, важна. В конце дня, когда уже все прочитано, сыграно и построено, мы укладываем книжки спать в пластиковые коробки.

Когда я преподавал в университете, мы с моей коллегой Эйлин Лэнди попросили своих студентов составить свои читательские биографии. И всякий раз мы слышали, что первые воспоминания были о чтении с родителями и близкими людьми. Один студент написал:

«Когда мне было пять, мы со старшим братом и братом-близнецом все сидели (насколько помнится) у отца на животе, пока он лежал и читал нам вслух «Властелина Колец». Если бы голос отца мог продолжать рассказ вечно!»

Среди всех многочисленных преимуществ чтения, самое главное – я надеюсь – что моя дочь будет лелеять воспоминания о ежедневном чтении с мамой и папой.