Веселимся и развиваем речь с помощью логоритмики
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Если ребенок заикается, говорит слишком быстро, глотая слова или же напротив, медленно, исправить это помогут занятия логоритмикой. Что такое логоритмика? Это речь и движения под музыку. Регулярное выполнение упражнений для развития речи поможет ребенку говорить плавно и красиво.
Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику, координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание, восприятие, особенно слуховое, и помогают ребенку сформировать правильные двигательные навыки. Также логоритмика хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, стимулирует.
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ЛОГОРИТМИКИ
Фото с сайта gaithersburgmd.gov
1. Принцип подражания. Вы показываете упражнения – ребенок повторяет.
2. Достаточно двух занятий логоритмикой в неделю. Лучше проводить их во второй половине дня. Если ребенок заикается, то ему понадобится 3-4 занятия в неделю.
3. Не ждите быстрого эффекта. О результатах можно будет судить минимум через полгода-год.
4. Многократное повторение. Повторяйте упражнения до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, вернитесь к нему через время.
5. Подстраивайте занятия под ребенка. Если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько коротких частей. Если у ребенка возникли трудности с мелкой моторикой и звуками, увеличьте количество соответствующих упражнений.
6. Не выказывайте недовольство. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения.
7. Наберитесь терпения. Не бросайте занятия, даже если уже не верите, что ребенок когда-нибудь с ним справится.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 2,5 ЛЕТ
Начинать заниматься логоритмикой можно с пеленок, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер. Просто читайте малышу стишок или потешку, одновременно хлопая ладонями в ритм. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2,5 ДО 4 ЛЕТ
Фото с сайта 3ton.club
Если ребенок еще не говорит предложениями, пусть повторяет последние слова фразы или просто окончания слов.
Игра «Прогулка»
По узенькой дорожке (ходьба на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
И в ямку... бух!
(сесть на пол на последнем слове)
Игра «Большие и маленькие капельки»
Скажите ребенку, что пошел дождик. Можете включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10-15 секунд.
Как стучат большие капли?
Правильно, они стучат медленно – кап, кап, кап, кап...
А маленькие капельки как?
Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…
Задача ребенка – проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.
Игра «Оркестр»
Когда вы говорите «Дождь!» – ребенок произносит: «Ш-ш-ш...», в ответ на «Молния!» – звонит в колокольчик, а, услышав «Гром!» – громко топает ногами.
На слове «Тишина» – все смолкает.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ
Упражнение «Ракета»
Говорит взрослый отвечает ребенок.
Проверяем топливо.
Долгое «ш-ш-ш-ш-ш…»
Открываем люки.
Звук «ааааА» (тихий, переходящий в громкий), руки поднимаются
Закрываем люки.
Звук «Ааааа» (громкий, переходящий в тихий), руки опускаются
Проверяем радио.
Короткий звук «У» то громко, то тихо
Включаем двигатель.
Долгое «р-р-р-р-р…», руки в кулачках
Логопедическая гимнастика «Печем пирожки»
1. «Месим тесто» – активно двигаем языком, упираясь то в одну, то в другую щеку
2. «Раскатываем тесто» – с силой проталкиваем язык между губами и втягиваем обратно в рот
3. «Блинчик» – высовываем язык и держим его широкой лопаткой
4. «Кладем начинку» – заворачиваем края языка так, чтобы в середине образовалась ямка
5. «Печем пирожки» – надуваем щеки и медленно со звуком «пух-х-х-х…» выпускаем воздух (губы расслаблены)
6. «Вкусный пирожок» – облизываем губы языком
Упражнения можно делать и под музыку, меняя темп в зависимости от мелодии.
Чистоговорка на звук Ц
Цы-цы-цы – в огороде огурцы. (хлопать в ладоши)
Ица-ица-ица – прилетела к нам синица. (делать легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья)
Рец-рец-рец – поклевала огурец. (стучать указательным пальцем по коленям)
Цу-цу-цу – всем я дам по огурцу. (ритмично вытягивать руки вперед и затем прижимать к груди)
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 8 ЛЕТ
Фото с сайта scampsandscholars.ie
Упражнение «Замри»
Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, он должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Вы стараетесь угадать, какого же зверя изобразил ребенок.
Ритмическая игра «тук-тук»
Тук, тук, туки-тук. (отхлопывать ритм, проговаривая слова)
Туки-туки-туки-тук.
Туки-тук, туки-тук.
Туки-туки, тук, тук.
Туки, тук, тук, тук.
Тук, туки, туки, тук.
Игра «Разведчики»
Прохлопайте простой ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предложите ребенку повторить этот «тайный шифр». Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, барабан, ксилофон – подходит все, что может издавать ритмичные удары.
Игра «Зеркало»
Покажите ребенку изображение человечка и попросите встать так же, как на рисунке, то есть стать «зеркальным отражением».
Под быструю (или в среднем темпе) музыку ребенок совершает произвольные движения (можно бегать, кружиться, прыгать – главное, чтобы в такт музыке). Как только мелодия замолкает, ребенок должен принять позу человечка, нарисованного на картинке, и замереть.
Источник: журнал Mamas&Papas