Как понять, что вашему ребенку нужна помощь логопеда

Автор

До тех пор, пока ребенку не придет пора идти в школу, мама может и не задумываться о том, правильно ли он говорит, все ли буквы выговаривает и насколько развитие речи у ребенка соответствует его возрасту. Ведь это так мило – все эти перекрученные словечки, свой «детский», понятный только родным, язык, и даже то, что ребенок шепелявит или не выговаривает букву «р» воспринимается, как его особенность.

Мама может самостоятельно проверить ребенка перед школой или подготовить его к школе, основываясь на том, что дошкольник должен уметь:

  • правильно произносить все звуки;
  • различать на слух звуки речи, например, глухие-звонкие согласные, свистящие-шипящие звуки и т.д.;
  • правильно согласовывать различные части речи русского языка, например, числительные и существительные: пять цыплят, (а не цыпленков), семь яблок (но не яблоков);
  • составлять предложения или связный рассказ на заданную тему, используя в речи сложные предложения.

Если у ребенка отмечаются нарушения по всем четырем параметрам, в этом случае говорят об общем недоразвитии речи. Впоследствии оно может привести к стойким грамматическим ошибкам на письме и даже к неспособности овладеть навыками письма.

Конечно же, прежде всего надо исправлять нарушение произношения, уточнять артикуляцию отдельных звуков.

Ребенок должен уметь соотносить звук, произношение которого было нарушено с соответствующей буквой. С такими нарушениями работает только логопед. Надеяться на то, что ребенок сам научиться правильно говорить можно только до 4 лет. А после этого необходимы регулярные занятия со специалистом.

РАЗВИВАЙТЕ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

Depositphotos

Если слишком рано начать обучение ребенка написанию печатных букв, то может возникнуть сложность, при которой дошкольник воспринимает букву не как символ, обозначающий звук, а как рисунок. Скажем, ему все равно в какую сторону повернута буква С, Э, Я или Е и цифры 3, 6 или 9. Раннее обучение письму ложится на незрелую мелкую моторику, а это приводит к повышенной утомляемости руки, спазмам мышц. В результате формируется не только плохой почерк, но и в процессе обучения в школе ребенок может не успевать за общим темпом письма в классе.

Поэтому направьте лучше свои усилия не на обучение письму, а на развитие мелкой моторики. Учите ребенка:

  • фиксировать правильное положение руки при удержании ложки, так как захват ложки и карандаша одинаковое;
  • застегивать пуговицы и завязывать шнурки;
  • обводить рисунки по контуру, штриховать и раскрашивать их;
  • лепить;
  • делать оригами.

РАЗВИВАЙТЕ РЕЧЬ, ЗАДАВАЯ ВОПРОСЫ

Если ваша речь грамотна, и вы достаточно общаетесь с ребенком, то, скорее всего, проблем с развитием речи у вашего ребенка не будет, потому что ваша речь для него – главный образец для подражания.

В любом случае, стимулировать развитие речи ребенка можно с помощью вопросов. Чтобы вызвать у ребенка интерес к занятию, можете воспользоваться картинками. Ориентировочно вопросы могут быть такими:

  • Что ты видишь на картинке?
  • Какой рассказ по этой картинке можно составить?
  • Чем развеселила, огорчила или удивила картинка?
  • Чем бы ты закончил рассказ?
  • Чтобы ты еще дорисовал на этой картинке?

Можете также предложить ситуацию:

  • Я начну рассказ, а ты продолжи;
  • Ты начни рассказ, а я продолжу;
  • Оцени мой рассказ.

Дети по природе своей любознательны, они сами часто задают вопросы, и если вы не отмахиваетесь и не ленитесь на них отвечать, то тем самым также стимулируете развитие речи ребенка.

ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ И ЕЩЕ РАЗ ЧИТАЙТЕ

Depositphotos

Все малыши любят, когда им читают, но, к сожалению, не у всех родителей хватает на это времени. Срочно пересмотрите свой график и найдите хот бы 15 минут, которые сможете ежедневно посвящать чтению для ребенка. Это может быть сказка на ночь, главное, чтобы ребенок привыкал воспринимать информацию на слух, пополнял свой словарный запас, научился воспринимать книгу, как что-то естественное и необходимое.

Кстати, сказки ребенку может читать папа. Ученые доказали, что именно прочитанные папой сказки и другие произведения лучше откладываются в памяти ребенка.

Внимательно относитесь к выбору книг для самостоятельного чтения ребенка. Они должны быть по возрасту, иначе ребенок, не справившись с непонятной ему информацией или слишком сложными предложениями, просто отложит книгу и будет всячески избегать чтения, помня свой негативный опыт.

КОГДА ПОНАДОБИТСЯ ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТА

Если вы заметите эти проявления у своего ребенка, обязательно обращайтесь к логопеду, психологу, нейропсихологу или педагогу дошкольного образования:

  • ребенок не в состоянии заниматься одним делом в течении 10-15 минут (рисовать, лепить, собирать пазлы);
  • не может вести разговор даже на самые простые темы, на вопросы отвечает одним словом;
  • у ребенка есть нарушение произношения;
  • на занятиях в детском саду или в детском центре не воспринимает инструкцию, данную всей группе, считает, что это к нему не относится.

Не пытайтесь справиться самостоятельно с этими, пока еще небольшими проблемами, увеличивая объем заданий, или длительности занятий. Такой подход только навредит ребенку, вызывая вполне закономерный негатив, а его скорректировать будет гораздо сложнее.

По материалам //letidor.ru/