Развитие речи: как самостоятельно проверить ребенка перед школой

Автор
Развитие речи: как самостоятельно проверить ребенка перед школой

Логопед, коррекционный педагог Мария Коток расскажет, как родители самостоятельно могут проверить уровень развития речи ребенка перед школой.

Одним из основных и ведущих показателей готовности ребенка к школе является уровень его речевого развития. Для того чтобы определить насколько этот уровень соответствует возрастной норме, родители ведут ребенка к логопеду. В большинстве случаев, заботливые мамы и бабушки вполне способны сами в домашних условиях, в игровой форме, используя подручные материалы, определить насколько правильна и богата речь их малыша. Естественно, это абсолютно не заменяет посещение специалиста. Но предварительно самообследовав речь ребенка родитель легко сможет определить, что соответствует общепринятым нормам, а чему следует уделить больше внимания, таким образом, сделав визит к логопеду менее волнительным.

Ниже приведено несколько вариантов игровых тестов, которые помогут определить уровень речевого развития вашего будущего первоклассника.

1. Положите перед ребенком 8-10 картинок с разными предметами. Описывайте свойства предметов 2-3 словами. Задача ребенка указать на картинку с загаданным предметом, а после, придумать подобные описания для других картинок. Например: родитель описывает картинку, где изображено мороженое: сладкое, холодное, белое.

Развитие речи: как самостоятельно проверить ребенка перед школой - изображение №1

2. Положите перед ребенком сюжетный рисунок и предложите ему придумать рассказ. Дайте для опоры 5-6 слов, которые ребенок должен использовать, придумывая его. Рассказ должен состоять из 5-6 предложений. Можно также предложить ребенку придумать рассказ по серии сюжетных картинок, расставив их в правильной последовательности.

Развитие речи: как самостоятельно проверить ребенка перед школой - изображение №2

3. Поиграйте в игру «Наоборот». Например: подбирайте слова с противоположным значением: слон большой, а мышка - …, подушка мягкая, а стол …, огонь горячий, а лед …, Баба-Яга злая, а Дед Мороз …, река широкая, а ручеек … и т.д.

4. Поиграйте в скороговорки. Например:

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • У сестры Оксаны, сами едут сани.
  • Біг додому лісом лис, шелестів за лисом ліс.
  • Зупинивсь на зрубі зубр, задивився зубр на зруб.

5. Предложите ребенку определить, с какого звука начинаются слова. Например: летчик – ль, мама – м, зима – зь, рыба – р и т.д.

6. Игра «Один-много»: дом – дома, книга -…, дерево - …, игрушка - …, яблоко - …, цветок - … и т.д.

Развитие речи: как самостоятельно проверить ребенка перед школой - изображение №3

7. Описывайте предметы (лимон, машина, зеркало, ваза, диван, морковка, молоко, огурец) по такой схеме: Яблоко: это фрукт, оно круглое, красное, сладкое, его едят. Чашка: это посуда, она белая, маленькая, из нее пьют чай.

Развитие речи: как самостоятельно проверить ребенка перед школой - изображение №4

8. Попросите ребенка рассказать, чем он занимается по вечерам, в выходные дни, летом, во что любит играть, с кем дружит и т.д. Главное - это должно выглядеть небольшим рассказом, а не ответом на вопросы.

Эти задания можно выполнять как на русском, так и на украинском языке. Если выполнение данных заданий не составит для ребенка труда – вам не о чем переживать. Если же что-то не получается, потренируйтесь, уделите этому больше внимания, приобретите тетради по речевому развитию для дошкольников.

Очень важно обратить внимание на звукопроизношение. К 6-ти годам у ребенка практически полностью должна сформироваться звукопроизносительная сторона речи.

Обратите внимание на то, как ребенок произносит звуки изолированно и в словах. Самые проблемные звуки, как правило, [л-л’], [ж-ш], [ч], [р], [с-з]. Если какие-то из этих звуков ребенок произносит искаженно (звук [р] – горловой (французский)), заменяет другим (лампа-вампа, лимон-йимон) или отсутствует совсем (перо-пео), необходимо обратиться к логопеду за помощью.

В конце концов, перед школой еще целое лето, за которое можно многое успеть!