Дефекты речи у детей: что должны знать родители

Автор
Дефекты речи у детей: что должны знать родители

Ваш очаровательный кудрявый карапуз с сосредоточенным выражением лица декламирует: «Наса Тая голько пачет улоила в еску мясик»? Безусловно, если крохе 1-2 года, то подобное прочтение известного стихотворения Агнии Барто вызывает у родителей только улыбку, а вот если ребенку уже исполнилось 5-6 лет, то ситуация принимает достаточно серьезный оборот. Как реагировать на подобные проявления «фефектов фикции» у ребенка и к кому из специалистов необходимо обратиться, если вы заметили проблемы с произношением у своего малыша, попробуем выяснить в нашей статье.

Когда обратить внимание

Для начала, давайте определимся, в каком же именно возрасте физиологическая детская незрелость речевого аппарата переходит в серьезные проблемы, помочь в решении которых могут занятия со специалистом-логопедом или дефектологом.

Итак, в возрасте 1 год малыш должен уметь говорить от 5 до 10 слов. Если же он не произносит ни одного – это тревожный сигнал, но когда ребенок молчит и в 3 года, не замечать этой детской «особенности» просто нельзя.

К трем годам в норме ребенок уже оперирует небольшими фразами, и если ваш малыш до сих пор говорит односложно, это сигнал для визита к логопеду. Также необходимо обратить внимание на речь ребенка, если и после трех лет ребенок неправильно произносит один или несколько звуков, визит к логопеду также лучше не откладывать.

Дефекты речи у детей: что должны знать родители - изображение №1

Инна Бас, логопед: «Родители часто ждут, пока малышу исполнится 3 года, и он заговорит сам, но эти ожидания редко оправдываются, а упущенное уже сложнее наверстывать. Если родители не помогают ребенку освоить речь в раннем возрасте, это может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Лучше всего управлять процессом овладения речью в раннем возрасте, в период лепета. Часто причиной долгого молчания ребенка становится то, что у родителей не всегда есть время на занятия с ребенком, а иногда просто не хватает желания».

Чаще всего у детей возникают проблемы с произношением звуков «р», «с», «з», «ц», «ш», «ж», «щ», «ч», «л», в образовании которых принимает участие передняя часть и кончик языка, а движения языка должны быть очень мелкими и точными. Также причиной плохого звукопроизношения может быть неправильное строение артикуляционного аппарата, например укороченная подъязычная уздечка, массивный язык, высокое нёбо или неправильный прикус. Разобраться в причинах дефектов речи ребенка и устранить их поможет визит к логопеду.

Куда обращаться за помощью

Итак, родители решили, что ребенка следует показать логопеду. Возникает логичный вопрос: куда именно следует обращаться?

Прежде всего, сходите в районную поликлинику. Теоретически к каждой детской поликлинике должен быть прикреплен такой специалист. Если специалиста нет в районной поликлинике, обратитесь в городские медицинские учреждения соответствующего направления. В зависимости от сложности конкретной проблемы, логопед либо запишет вашего ребенка на занятия, либо, если сочтет нужным, направит в логопедический детский сад.

Частный специалист. В различных развивающих речевых центрах, а также частным образом принимают специалисты, которые могут осмотреть вашего ребенка, сделать соответствующие выводе о состоянии его речи, а также провести необходимое количество коррекционных занятий. О том, насколько профессионально тот или иной логопед или дефектолог работает с детками можно узнать, почитав мнении мам, столкнувшихся с такой же проблемой, посетителей профильных форумов.

Дефекты речи у детей: что должны знать родители - изображение №2

Наша мама-форумчанка Marisabel пишет: «Девочки, советую логопеда. Правда не знаю из какого она района, но эффект от занятий потрясающий, я так рада! Мой сын с фонетическим нарушением речи, так она за две недели нам активизировала ему С,З,Ш,Щ, Л, и главное научила говорить Р. До этого было гортанное такое хрипящее, что я уже опустила руки, ведь малой уже в первый класс ходит. Теперь мы красиво все слова говорим, а я просто счастлива! Сейчас, наш логопед работает с ребенком коллеги, они тоже очень довольны. Теперь всем ее советую!»

Также специалисты-логопеды работают в специализированных логопедических садиках, где организовывается несколько групп с небольшим количеством человек в каждой или занимаются с детьми в логопедических группах в обычных дошкольных учреждениях.

Наша мама-форумчанка Еvga рассказывает: «Чтобы попасть в логопедический садик необходимо пройти медкомиссию. Но сначала нужно пойти к районному логопеду в поликлинику, он даёт направление к другим спеиалистам на обследование: невропатолог, лор, психиатр и т. д. Районные комиссии по отбору детей в логопедические садики работают весной и осенью, а городская - весь год».

Виды дефектов речи

Итак, вы попали к специалисту и он поставил ребенку диагноз. Давайте разберемся, что же означает пугающая запись в медицинской карточке, ведь существуют определенные виды дефектов речи:

Дислалия – самое распространенное нарушение детской речи, когда при нормальном слухе и правильно построенной речи у ребенка наблюдается фонетические дефекты. Наиболее частыми проявлениями дислалии являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т.п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т.п.). Именно к дефекту дислалии относится ротацизм или в просторечии «картавость» и ринолалия (гнусавость).

Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности речи вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата. Ребенок часто повторяет отдельные звуки, слоги или целые фразы, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»).

Мария Савинова, врач-педиатр, гомеопат: «При симптомах заиканияв первую очередь можно обратиться к педиатру, а уже потом к логопеду, психологу и неврологу. Также стоит пойти в центры развития речи, в Киеве таких несколько. В этих центрах проводят лечение заикания с помощью разных методик».

Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью, у малыша во время разговора возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся ребенок пытается преодолеть заикание.

Ринолалия (гнусавость) — расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба. Различают ринолалию открытую, закрытую и смешанную.

Ринофония (греч. rhinos нос + греч. phönê голос) — носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств функции мягкого неба. Различают ринофонию закрытую и открытую.

Дефекты речи у детей: что должны знать родители - изображение №3

Задержка речевого развития (ЗРР)или общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Диагноз «задержка речевого развития», как правило, используются в отношении ребёнка до 5 лет, а «общее недоразвитие речи» обычно употребляется в отношении ребёнка от 5 лет.

Заболевание характеризуется нарушением у ребенка произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью, может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии.

Особенности ЗРР и ОНР: неправильное употребление окончаний и рассогласование слов, упрощение сложных предлогов, неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм и слоговой структуры слов, звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л», нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук).

Читай также: Мамы UAUA.info обсуждают

Дисфония или афония — заболевание, которое включает в себя полную или частичную потерю голоса. Человек не может говорить или говорит только шепотом. Заболевание может быть вызвано как физиологическими, так и психологическими причинами.

Тахилалия – ускоренный темп речи. При тахилалии больной произносит около 20-30 звуков в секунду, что примерно в 2 раза превышает нормальный темп речи. Зачастую тахилалия сопровождается повторением (пропуском) слогов, не замечаемым говорящим.

Брадилалия — замедленный темп речи вследствие затрудненной способности издавать расчлененные звуки, в противоположность брадифразии — замедлению речи, происходящему от ослабленного процесса мышления.

Дизартрия – нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат с центральной нервной системой. При дизартрии ограничена подвижность мягкого нёба, языка и губ, из-за чего затруднена артикуляция и страдает произношение всех групп звуков, у ребенка «смазанная» речь, нарушено голосообразование, ритм, интонация и темп речи.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у ребенка в результате поражения речевых областей полушарий головного мозга, травм или заболеваний в доречевой период. Обычно в таких случаях слух у ребенка нормальный, первичный интеллект сохранен, затруднено усвоение чтения и письма. Существует моторная алалия, когда ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить и сенсорная алалия, когда ребенок не понимает чужую речь; автоматически повторяет чужие слова, например, вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

Афазия – полная или частичная потеря речи, которая наступает вследствие локального поражения головного мозга.

Аграмматизм — нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений.

Дефекты речи у детей: что должны знать родители - изображение №4

Что же дальше

Общих рекомендаций по решению проблемы с детской речью дать нельзя, ведь исправление речевых дефектов происходит сугубо индивидуально, и в первую очередь логопед направляет свою работу на устранение причин появления данных нарушений.

И родителям, и ребенку следует запастись терпением, поскольку успешный результат лечения во многом зависит от настойчивости и регулярности занятий.

Наша мама-форумчанкаNussy рассказывает: «Если у вас какие-то сомнения по поводу работы, попросите объяснить логопеда, что именно она делает с ребёнком, в каком направлении двигается: либо это постановка звуков, либо работа над грамматическим построением речи, слоговой структуры, фонематическими процессами, сенсорно - моторное развитие, логика или всего понемножку. Родителям, если у ребёнка подобные проблемы, стоит самим почитать и вникнуть в особенности его диагноза, тогда вы сами сможете подобрать для ребёнка нужные ему игры и задания и контролировать работу помогающих вам специалистов».

Когда занятия с логопедом уже начались, не стоит пренебрегать его рекомендациями и надеяться, что специалист исправит все сам, без участия родителей. Приготовьтесь к кропотливой работе, обязательно выполняйте с ребенком все домашние задания.

Если у вашего малыша наблюдается неправильное произношение только одного звука, то результат не заставит себя ждать, и вы обойдетесь несколькими занятиями у логопеда. Но в случае, когда дефект речи связан с отклонениями в развитии ребенка, заниматься придется более длительный период времени.

Дефекты речи у детей: что должны знать родители - изображение №5

Важный нюанс: квалификация каждого логопеда – различна, некоторые работают только над постановкой звуков, и не берутся за сложные случаи, также у каждого специалиста своя методика работы и опыт, основываясь на котором он делает те или иные выводы. Если у вас возникают какие-то сомнения по поводу профессионализма или диагноза, поставленного логопедом, вы всегда можете обратиться к другому специалисту и, основываясь уже на нескольких мнениях, принять правильное решение и сделать нужные выводы касательно лечения ребенка.

Для произнесения слога, серии слогов, слова, предложения лицевыми мышцами осуществляется сложная двигательная программа, которая требует определенной тренировки, иногда длительной, особенно в случае необходимости ломки старого стереотипа неправильного произношения. Поэтому и дома в работе с такими детьми необходимо как бы «программировать» нужные артикуляционные движения, следить за плавностью и правильностью их исполнения, согласно рекомендациям логопеда. Обязательно напоминайте ребенку, чтобы он сам следил за своей речью и по возможности исправлял ошибки без ваших указаний.

Заниматься дома необходимо ежедневно, лучше перед зеркалом, чтобы ребенок мог себя видеть и начинать с логопедического массажа для лица, губ, языка и артикуляционной гимнастики. Если логопед дал вам какое-либо пособие по занятиям, внимательно ознакомьтесь с ним и если вам непонятны какие-либо требования, попросите дополнительно объяснить или посмотрите, как специалист делает это на занятиях с ребенком.

Дефекты речи у детей: что должны знать родители - изображение №6

Наша мама-форумчанкаGURZA рассказывает: «Мы когда ребенку ставили звук «р» много работали дома, там основное упражнение направлено на то, чтобы заставить язык вибрировать. Вот произнесите громко и длинно звук «р-р-р» и вы сами почувствуете вибрацию. Для этого надо взять тупую, не царапающую палочку (я брала острый конец чайной ложки) и водить ею быстро-быстро под языком. Ребенка при этом надо положить на спину и попросить, чтобы он старался тянуть «ды-ды-ды». Когда возникнет вибрация, вы ее услышите. С вибрацией звук «д» автоматически будет меняться на «р». После этого надо «заводить моторчик» палочкой и убирать ее. Просить, чтобы ребенок «тянул2 звук сам. Когда это будет получаться, надо просить, чтобы он пробовал сам «запускать моторчик». Об этом много написано. Детям сначала процедура не нравится, но, если хоть раз «р-р-р» появится, появляется интерес и азарт».

Формирование правильной речи у малыша и работа над устранением возникших дефектов – серьезное и ответственное задание. Совместно с хорошим специалистом вы обязательно добьетесь замечательных результатов, и ваш малыш будет разговаривать чисто, четко и внятно.