После трёх – обучение продолжается

После трёх – обучение продолжается

Беляева Татьяна Юрьевна

Те, кто обучал своего ребёнка с рождения, знают, что при правильной подаче материала дети легко усваивают детсадовскую программу, и в возрасте трёх лет ребёнок без труда может назвать все буквы алфавита, посчитать до 20, различить большинство цветов и геометрических форм, назвать стороны света, объяснить, что такое лето, осень, зима, весна. Некоторые дети в этом возрасте могут назвать большинство стран и названия планет Солнечной системы.

Возникает вопрос: что делать дальше? Ребёнок, который привык учиться и познавать, очень любознателен, диапазон его любопытства расширяется с каждым днём, и случается так, что родители диву даются, когда трёхлетний ребёнок спрашивает их: «Как держится наша Земля?», «Кто такие инопланетяне?», «Что было, когда нас не было?» и «Как работает электричество?»

В наш век спрессованной информации ребёнок настолько быстро впитывает всё то, что мы годами учили в школе, что кажется, будто к 12 годам ребёнок справится со всей школьной программой. Не потому, что напичкан знаниями. А потому, что впитывает и развивается быстрее, чем мы. Мне кажется, что наши дети очень скоро будут открыты к изучению неведомых нам материй и войдут в контакт с другими цивилизациями. Учитывая это, родители должны восстановить у себя в памяти всё, что они учили на протяжении своей жизни, быть готовыми ответить на любой вопрос трёхлетки, и, что самое важное, знать, как можно ненавязчиво обучать, используя явления повседневной жизни.

Недавно ко мне в руки попало пособие для родителей детей от 3 до 7 лет, живущих и обучающихся в Великобритании (редакция 2000 года). В книге описаны предметы, изучаемые английскими детьми в этом возрасте, и даны советы родителям, как помочь ребёнку освоить тот или иной предмет.

Сначала рассмотрим предметы. От 3 до 5 лет дети в стандартной английской школе занимаются личным, социальным и эмоциональным развитием, общением, изучением родного языка, математикой, изучением окружающего мира, физическим развитием, развитием творческих способностей. В возрасте от 5 до 7 лет детям преподаются такие предметы: родной язык, математика, научный подход, дизайн и технология, информатика и коммуникации, история, география, искусство и дизайн, музыка, физическое воспитание, религиозное воспитание, личное и социальное развитие, здоровье, гражданство.

Интересно? По-моему, очень.

В наших садах такими вещами детей не «нагружают», однако я уверена, что дитя раннего развития, привыкшее общаться со взрослыми на равных, рано или поздно заинтересуется этими областями знаний. Кроме того, готовясь к ознакомлению детей с такими дисциплинами, осознанные родители найдут для себя очень интересные факты, закономерности и способы их преподнесения детям.

Как же помочь детям справиться с такими предметами? Вот советы для английских родителей, предполагающие их педагогическую активность в повседневной жизни.

Математика

Сколько шагов?

Помогите Вашему ребёнку попрактиковаться в оценочных подсчётах. Выберите 2 дерева в парке: сможет ли Ваш ребёнок на глаз угадать, сколько между ними шагов? Начните шагать между деревьями, считайте ваши шаги вслух. Остановитесь на полпути: захочет ли Ваш ребёнок назвать другое число? Математика не всегда обучает вычислению точных ответов. Умение приблизительно подсчитывать количество чего-либо – это очень важный математический навык, который поможет ребёнку решать задачи и проверять свою работу.

Считайте постоянно!

Счёт не должен быть скучным – сделайте его интересным для ребёнка. Есть много способов, как помочь ребёнку освоить названия чисел и не перепутать их порядок. Вы можете вместе с ребёнком: подсчитывать мелочь в Вашем кошельке, петь обучающие песенки с числами, считать, сколько раз вы можете подпрыгнуть со скакалкой и т.д. Ищите другие возможности считать вслух вместе – это очень хороший опыт для Вашего ребёнка. Обратите при этом внимание на числа от 11 до 19 – обычно они сложнее всего даются детям.

Угадай число (для тех, кто умеет считать до 100)

Задумайте какое-нибудь число между 1 и 100. Сумеет ли Ваш ребёнок угадать число, задав 20 и менее вопросов?

Вместо того чтобы угадывать вслепую, дети должны задавать такие вопросы, которые помогут им скорее прийти к правильному ответу. Это чётное число? Или нечётное? Больше, чем 20? Меньше, чем 60? Научите ребёнка пользоваться математической линейкой, чтобы он имел возможность заштриховывать ненужные ряды чисел и приближаться к правильному ответу.

Научный подход

Лови!

Тонет или плавает

В ванной вы всегда найдёте много интересных предметов – от игрушек для ванной до щёток и мыла. Попросите ребёнка рассортировать вещи по критерию «тонет-плавает». Пусть ребёнок разделит предметы на две группы: тонущие вещи и плавающие. Из чего сделаны тонущие предметы? Из чего сделаны плавающие предметы? Некоторые плавающие предметы могут быть сделаны из того же материала, что и тонущие – например, пластмассовая утка и пластмассовая щётка для чистки ногтей. Сможет ли ребёнок прийти к выводу, что утка плавает, потому что наполнена воздухом?

Предмет «научный подход» учит ребёнка думать о материях и их качествах в результате наблюдения за ними и сортировки. Данная игра помогает им практиковать оба навыка.

Ожидая неожиданное (не для слабонервных!)

Необязательно ходить в лабораторию, чтобы проводить научные эксперименты. Есть много способов провести эксперименты у себя дома.

Посмотрите, как долго растение может жить без воды. Для этого нужно наблюдать за двумя одинаковыми растениями, одно при этом поливая, а другое – нет. Прежде, чем начать, спросите ребёнка, что, по его мнению, произойдёт, если растению не давать воды. Во время эксперимента ежедневно записывайте с ребёнком все изменения, которые вы обнаруживаете. По окончании эксперимента спросите ребёнка, есть ли различия между тем, что ребёнок ожидал, и между тем, что действительно произошло? Поговорите о причинах этого (например, растение без воды продержалось дольше, чем ожидали – наверное, из-за того, что внутри его содержится вода).

Что надевать?

Попросите ребёнка описать вещи, которые он надевает. Из какого они материала – из тонкого? Плотного? Водонепроницаемого? Почему ребёнок выбрал именно эти вещи? Связано ли это с погодой?

Обратите внимание вашего ребёнка на подошвы ботинок в вашем доме. Некоторые из них гладкие, а некоторые могут быть ребристыми или с шипами – может ли ваш ребёнок объяснить, какая подошва лучше подойдёт в какой ситуации? Поговорите с ребёнком о том, как в разных ситуациях одежда помогает нам чувствовать себя комфортно. Некоторые материи, используемые для пошива одежды, являются традиционными, например, шерсть. Другие, как, например, синтетика, были изготовлены в результате научных открытий. Объясните ребёнку, что учёные наблюдали за свойствами имеющихся материалов, для того, чтобы изобретать новые.

Дизайн и технология

Сделай сам

Развивайте в домашних условиях способности и навыки ребёнка изобретать и делать поделки. Например, попросите его сделать пригласительные на день рождения для друзей и близких. Помогите ребёнку выбрать необходимые для этого инструменты: ножницы, клей, картон, карандаши и фломастеры и т.д. Обратите внимание ребёнка на технику изготовления открыток. Ровно ли он сгибает открытку? Ровные ли вырезает линии? Не слишком ли много использует клея? Поставленная чёткая цель часто помогает. Например, вы можете договориться с ребёнком, что на протяжении года вы изготовите вместе 10 видов открыток – на дни рождения всех родных, на рождество и т.д.

Украшение пирога

В следующий раз, когда Вы будете печь пирог или печенье, попросите ребёнка, чтобы он сам украсил пирог. Но сначала попросите его узнать у всех, кто собирается впоследствии есть этот пирог, какие цвета они бы предпочли на нём видеть. Кроме того, члены вашей семьи могут выбрать разную начинку – например, изюм или вишню.

Предмет «Дизайн и технология» учит детей кроме всего прочего готовить еду, и при этом всегда помнить о людях, для которых она готовится. Если перед тем, как готовить что-либо, ребёнок научится спрашивать у людей об их желаниях, он будет уверен, что его пироги или печенье удовлетворят потребности тех, для кого он готовит.

Информатика и коммуникативные технологии (ИКТ)

Телефон в нашей жизни

В наши дни сложно обойтись без мобильного телефона, все мы привыкли использовать как стационарную, так и мобильную связь. Однако интересно сравнить, каким образом люди используют мобильные телефоны, а каким образом – стационарные. Как считает Ваш ребёнок: люди говорят по мобильному так же, как и по стационарному, или по-другому? Что обсуждают по мобильному, а что по стационарному? По какому телефону люди говорят дольше? По какому громче, а по какому тише? Спросите у Вашего ребёнка, может ли он объяснить, почему так происходит? Попросите Вашего ребёнка перечислить преимущества и недостатки обеих типов телефонов.

Кто контролирует поток информации?

Телевизионный пульт управления – это одно из средств ИКТ, и Ваш ребёнок на примере пульта может научиться некоторым премудростям ИКТ. Например, если хочешь, чтобы телевизор заработал, нужно выполнить команды в определённой последовательности и не иначе. Телевизор не будет показывать, если, прежде всего не нажать кнопку «Сеть» Объясните также Вашему ребёнку, что пульт – это средство контроля информации. Вспомните, как неприятно бывает, когда один начинает переключать каналы, в то время как другой смотрит интересную передачу!

Поменяй шрифт

В школе Ваш ребёнок будет учиться использовать компьютер для улучшения презентативности своих работ. Он увидит, что одна и та же информация (слова), при изменении размера и типа шрифта, может выглядеть более убедительно и эмоционально. Покажите ребёнку разные типы шрифтов в текстовом редакторе. Какой шрифт больше всего нравится ребёнку? Какой делает слова яснее, а какой наоборот?

История

Найди отличия

Чтобы дать ребёнку представление о понятии “История”, рассказывайте ребёнку, в первую очередь, о своём детстве, сравнивайте обстоятельства Вашей и его жизни. Что изменилось, а что осталось таким же? Рассматривайте вместе с ребёнком Ваши семейные фотоальбомы. Может ли Ваш ребёнок от личить старую фотографию от современной? Чем отличаются изображения? Изменился ли фасон одежды, марка машины, кухонная мебель или обстановка в саду?

Новое и старое

По дороге в садик или в магазин обращайте внимание ребёнка на здания, которые вы встречаете. Попросите ребёнка определить, какие дома, на его взгляд, новые, а какие- старые. Может ли ребёнок объяснить, почему он считает один дом более старым, чим другой? Ищите с ним вместе другие признаки прошлого, как, например, указатели улиц, вывески на магазинах, почтовые ящики и телефонные будки, памятники и скульптуры.

Что было потом?

После того, как Вы прочтёте ребёнку какой-нибудь рассказ, поговорите с ним о том, что в нём происходило. Может ли Ваш ребёнок воспроизвести правильный порядок событий? Поразмышляйте вместе с ребёнком о том, почему главные герои истории действовали именно таким образом. Как бы поступил Ваш ребёнок, окажись он на их месте? Если бы он поступил по-другому, имела ли бы история другой конец?

Изучая историю, дети думают о событиях и о том, как они связаны между собой. Обсуждая прочитанные рассказы, они как раз практикуют этот навык. Данное упражнение будет наиболее эффективным при прочтении рассказов, максимально приближённых к реальности.

География

Как это называется?

Подойдите вместе с ребёнком к окну или к месту, откуда открывается большой вид. Пусть ребёнок опишет то, что видит. Сможет ли он сказать, какие из объектов в его поле зрения природного происхождения, а какие созданы человеком? Такие слова как «дом», «мост», «дорога», «течение», «река» - это хороший географический вокабуляр для Вашего ребёнка.

Поиски еды

Баночки с едой на наших кухнях импортируются со всего мира. Выберите упаковки с едой из Вашего буфета и попросите Вашего ребёнка прочесть этикетку и определить, из какой страны они пришли. Выпишите названия стран и найдите их на географической карте.

Изучение местности

Когда вы будете гулять в парке, обратите внимание ребёнка на то, что находится вокруг. Сможет ли он описать, что находится в парке – например, деревья, холм, футбольное поле, теннисный корт? Изменилось ли что-либо в парке в последнее время? Спросите ребёнка, что ему нравится в парке, а что – нет. Что бы он сделал, чтобы сделать парк лучше для детей и взрослых?

Искусство и дизайн

Мысли и чувства

Бытовые предметы, такие как мебель, также могут быть привлекательными и приятными. Поговорите с ребёнком о том, какие есть в Вашем доме предметы для сидения: кухонные стулья, стулья в гостиной, кресла, диваны и т.д. Какой цели служит каждый стул? Какие цвета и материалы больше всего нравятся Вашему ребёнку? Какие больше всего расслабляют? Есть ли у Вашего ребёнка любимое кресло или диванчик для дневного отдыха?

Одна из важнейших задач искусства и дизайна – это вызывать чувства. Люди искусства думают о том, какое чувство у зрителей вызовет тот или иной материал, цвет – восторг, спокойствие, смех и т.д.

Коллекционируйте!

Не выбрасывайте «каляки-маляки» Вашего ребёнка. Приучите ребёнка коллекционировать все свои рисунки, а также картинки, которые им нравятся. Это могут быть картины, фотографии, вырезки из газет или журналов, ткани или даже листья и цветы. Ваш ребёнок может использовать коробки от конфет или мюслей, чтобы сортировать картины по признакам «люди», «орнаменты» или «ландшафты».

Посмотри, нарисуй, и посмотри снова

Очень хочется помочь ребёнку, когда он рисует картину с натуры. Однако не спешите. Говорите с ребёнком о том, что он нарисовал, и помогите ему сконцентрироваться на тех частях, которые насыщены деталями. Одобряйте, поощряйте и приучайте снова и снова смотреть на объект изображения, так как один из основных навыков рисования – это координация глаз и рук.

Музыка

Пой со мной

Большинство детей любят петь в этом возрасте. Всячески поощряйте их в этом – музыка развивает чувствительность и креативность. Кроме того, есть множество обучающих песенок, которые помогут Вашим детям выучить алфавит или счёт до десяти.

Повтори ритм

Дети с лёгкостью повторяют ритмический рисунок, если он связан с физическими движениями. Помогите ребёнку почувствовать ритм разными способами. Вы можете вместе хлопать, когда слушаете песни по радио или прыгать на скакалке в такт музыке.

Звук и тишина

Дайте ребёнку возможность слушать разные виды музыкальных произведений. Слушайте как можно больше стилей – народную музыку, классику, джаз, рок, поп, для того, чтобы дети могли выбирать, что им больше нравится.

Музыка – это не только звуки, огромное значение в музыке имеет тишина. Помогите ребёнку научиться слушать тишину. Попробуйте услышать вместе звуки, которые появляются, когда в доме выключено всё, что играет. Найдите время для того, чтобы выключить магнитофон, радио, телевизор и телефон. Это будет интересный и необычный опыт для Вашего ребёнка!

Физическое развитие

Прыгать и бежать вприпрыжку

Бег вприпрыжку – это простое физическое движение, которое помогает ребёнку выполнять более сложные задания. Научите ребёнка бегать вприпрыжку:

• Попросите его три раза прыгнуть на одной ноге и три раза на другой. Насколько плавно он осуществляет переход с одной ноги на другую?

• Научите ребёнка чередовать прыжок с шагом: прыжок-шаг-прыжок-шаг. Если он плавно переходит с прыжка на шаг, он научился бегать вприпрыжку.

Бросай и лови

Дети часто убегают от летящего в их сторону мяча. Однако есть два простых способа научить их ловить мяч, не прячась от него:

• Можно упражняться ловить мяч, бросая его в стену

• Бросать детям мяч таким образом, чтобы он ударился о землю, прежде чем попадёт им в руки.

Чтобы преуспеть в этих упражнениях, дети должны всё время смотреть на мяч.

Двигайтесь!

Активные родители производят огромное впечатление на детей в этом возрасте. Ваш ребёнок будет охотнее двигаться, когда подрастёт, если привыкнет к этому с ранних лет.

Религиозное воспитание

Расскажи мне сказку

В поисках новых историй для чтения? Поищите в библиотеке или книжном магазине христианские, иудейские, буддистские, исламские, индуистские притчи в переложении для детей. Это прекрасные истории, которые дают пищу для размышлений.

Осмотрись вокруг

Во время прогулки обратите внимание на разные типы храмов в Вашем городе – внимательно осмотрите церковь, мечеть, синагогу. Какие формы характерны для этих зданий, какие цвета, какие звуки доносятся оттуда? Коллекционируйте проспекты, содержащие более подробную информацию об этих зданиях.

Изучим символы

Раскройте энциклопедию и рассмотрите символы религий, наиболее распространённых в Вашей стране. Вырежьте эти символы и наклейте вместе с ребёнком на:

• Фотографии представителей той или иной религии

• Изображения священных писаний той или иной религии

Личное и социальное развитие, здоровье, гражданство

Смотри в оба

Когда переходите дорогу с ребёнком, попросите его посмотреть на дорогу и определить, нет ли опасности. (Конечно же, намного легче самому осмотреться по сторонам, решить, когда переходить и сказать ребёнку «Пошли», но иногда лучше дать ребёнку больше ответственности.)

Давай поговорим

Когда Вы говорите с ребёнком о садике или школе, предоставьте ему возможность рассказать о своих успехах, но также обратите внимание на вещи, которые кажутся ему сложными. Как ребёнок узнаёт, что достиг успеха в той или иной деятельности? А как он узнает, что преодолел трудность и сумел сделать то, что не получалось?

Позаботься о своём теле

Некоторые части тела требуют специального ухода и повышенного внимания. Может ли Ваш ребёнок назвать части тела, требующие особой заботы?

Например:

В солнечную погоду мы должны пользоваться солнцезащитным кремом, который оберегает нашу кожу.

Когда печёт солнце, мы должны надеть панамку на голову, чтобы избежать солнечного удара и т.д.

Эти простые упражнения помогут разнообразить Ваше общение с ребёнком. Постарайтесь вызвать у него интерес к вещам и явлениям, с которыми мы сталкиваемся каждый день и почти не замечаем. И будьте готовы к неожиданным вопросам!