Его Величество «Игра». Часть ІІІ. Взрослый и ребенок. Взаимопонимание рождается в игре.
- Автор
- Дата публикации
Я+Семья
Часть ІІ. Возрастные особенности игры
Семейная игра – это душевный разговор близких людей на языке ребенка. Игра – это особый ритуал, который помогает взрослому понять потребности ребенка, а ребенку выразить свои чувства и желания доступным ему способом.
Ребенок, который не умеет играть, как взрослый без опыта работы. Он механически выполняет определенные действия, часто ошибается, и не знает, как улучшить продуктивность работы. Если ему помогать и учить, он может развиваться и идти вверх по карьерной лестнице.
Как бы это не удивляло, но ребенка нужно учить играть, и основная роль в этом принадлежит, конечно, родителям. Именно они становятся для ребенка партнерами по игре. Родитель, умеющий придумать игру там, где нет вокруг ни одной игрушки, сочинить историю и превратиться в отважных героев-спасателей придуманной сказки, - непоколебимый авторитет для ребенка. Именно к такому родителю, ребенок будет обращаться за помощью или советом, такому родителю легко рассказать о своих переживаниях и трудностях, ведь он всегда поймет и придумает как выйти из ситуации. Играя с ребенком нужно ориентироваться на его интерес и возможности, нужно быть чуткими к внутреннему миру ребенка и уметь считывать скрытые послания, которые часто отправляет ребенок во время игры.
Как же можно играть с ребенком в кругу семьи?
Для того, чтобы хорошо играть ребенку важно иметь развитую фантазию. С этой целью можно поиграть в «Фантазёров». Все члены семьи, сидя в кругу, придумывают историю. Для этого выбирается ведущий, который задает тему, говорит пару предложений – начало истории, и дальше передает слово по кругу. Следующий участник продолжает начатую историю, говорит несколько предложений и передает слово дальше, и т.д. История может продолжаться один или два круга по желанию участников, завершает ее (придумывает окончание) ведущий. После этого историю можно разыграть по ролям, используя игрушки или какие-либо атрибуты, и посмотреть как бы это происходило на самом деле. В придумывании истории важно, чтобы дети тоже были в роли ведущих. Для коррекции детско-родительских отношений очень полезна ролевая игра «Все наоборот». В игре дети и родители меняются ролями: мамы и папы становятся маленькими, а дети за ними ухаживают, кормят, одевают, укладывают спать. Взрослые могут даже капризничать и требовать что-то от своих маленьких «родителей». В этой игре важно отмечать поведение ребёнка, как он действует, что говорит, ведь так дети могут подсказать своим родителям, как лучше взаимодействовать с ними, как решать трудные вопросы.
Для развития у ребёнка умения побеждать и проигрывать хорошо подходят соревновательные игры. Это могут быть подвижные эстафетные игры, игры по правилам или настольные игры. Одной из таких игр может быть «Ниточка». В узелок связываются ниточки по количеству игроков. В конце каждая ниточка закрепляется на палочку. Игроки берутся за палочки и по команде ведущего стараются как можно скорей намотать нитку на палочку. Побеждает тот, кто первый справится с заданием. В этой игре родителям важно уметь иногда незаметно поддаваться ребенку, чтоб поддерживать в нём соревновательный интерес.
Для установления эмоционального контакта между членами семьи хорошо подходят игры-загадки. В игре «Угадай животное» каждый из играющих загадывает животное и старается его показать характерными движениями. Остальные участники стараются отгадать животное, кто отгадал, показывает свою загадку. Можно играть в семью животных, когда несколько человек распределяют роли и показывают семью животных, а один участник отгадывает, кто они.
В игре «Сказки-перевертыши» ведущий рассказывает известную сказку, меняя в ней имена героев и мест, маскирует сюжет, чтобы было сложней догадаться. Задача участников игры, догадаться, какую сказку переиначивает ведущий.
Поддерживая инициативу ребенка в придумывании игр, помогая и участвуя в играх вместе с ним, родители помогают сформироваться личности ребенка, укрепляют его веру в свои силы, развивают умение принимать самостоятельные решения и осуществлять задуманное.
Игра может быть основным воспитательным методом при взаимодействии с ребенком, который помогает создать атмосферу доверия и эмоциональной близости в семье.
ПОМНИТЕ - ЛИЧНОСТЬ ФОРМИРУЕТСЯ В ИГРЕ.
Елена Черепанова