Как подготовить к школе ребенка с особенностями развития: пошаговая инструкция
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Что делать родителям и педагогам, чтобы за год подготовить ребенка с аутизмом, задержкой психического развития или другими ментальными особенностями к первому классу, рассказывает Наталия Стручек, директор детского сада для детей с особенностями развития «Дитина за майбутнім».
Наталья вот уже более 10 лет работает над коррекцией поведения и реабилитацией детей с аутизмом, а потому знает, что нужно учесть при обучении дошкольников с особенностями развития (аутизм, зпр и другие), чтобы максимально максимльно эффективно шаг за шагом подготовить ребенка к школе.
Наталия Стручек,
директор детского сада для детей с особенностями развития
«Дитина за майбутнім»
Нельзя просто научить ребенка читать и писать, и считать, что он готов к школе. Все эти академические навыки ничего не стоят без правильного социального поведения и бытовых навыков. Особенно это важно для детей с аутизмом, задержкой развития и другими особенностями развития.
С чего начинать подготовку к школе ребенка с особенностями развития
Для начала очень важно определить уровень возможностей ребенка, чтобы понимать, с чем он сможет справиться, и правильно сформировать педагогическую нагрузку. Для этого педагогам нужно знать не только результаты социолограммы, но и видеть заключения врачей о том, насколько малыш развит физиологически.
Полный перечень специалистов, которых стоит посетить, чтобы определить уровень возможностей ребенка с особенностями развития:
- Педиатр — контроль за нормами развития ребенка.
- Лор — проверить слух и исключить вариант, когда ребенок не слышит по физическим причинам.
-
Невролог — важно найти специалиста в данной проблематике:
- доплерография — проверяем сосуды;
- электроэнцефалограмма — зонально обследуем головной мозг;
- МРТ — показывает наличие поражений, гематом, кисты;
- МРС — исследование метаболических процессов головного мозга
- генетические анализы — могут показать проблемы с генетикой или же метаболизмом;
- Психиатр.
Важно отметить, что психолог, логопед, дефектолог — это педагоги. Никто из них не имеет права ставить медицинские диагнозы, только проверить отставание в развитии, если оно есть. Диагностировать аутизм может только невролог либо психиатр.
Очень важно в процессе подготовки к школе нагружать ребенка комплексно, так как в организме все взаимосвязано. Например, развитие речи будет зависеть одновременно и от психологических процессов, и от логопедических.
Как показывает практика, у детей с аутизмом зачастую все зоны в той или иной степени отстают от норм развития, поэтому для коррекции нужно привлекать как можно больше педагогов и методик.
Специалисты, которые принимают участие в подготовке к школе ребенка с аутизмом или другими особенностями развития:
- Психолог — отвечает за эмоционально-волевую сферу и отношение к внешнему миру, оценка ситуаций и эмоций.
- Дефектолог — его сфера ответственности — академическое развитие ребенка, под которым мы подразумеваем учебные знания.
- Логопед — доречевое развитие, формирование словарного запаса, речевая имитация, структура речи.
- Реабилитолог — крупная моторика, координация тела.
- Социальный педагог — приобщение ребенка к социально-бытовому пространству.
- Психолог-игротерапевт научит играть.
- Психолог-продуктивщик позаботится о том, чтобы ребенок умел резать ножницами, рисовать кисточкой, лепить из пластилина и многое другое.
- Музыкальный терапевт — часто аутистам легче пропевать звуки и слова, нежели их проговаривать.
- Массажист поможет реебнку расслабиться или ощутить свое тело при помощи массажа.
- Канистерапевт - занятия с собакой развивают эмоциональную составляющую ребенка.
Нужно отметить, что если родители работают со специалистами частным образом — подобрали целый штат педагогов и возят к ним ребенка — то очень важно организовать коммуникацию между ними. Всем им нужно понимать, кто чем занимается, где ребенок находится на данном этапе, и какую нагрузку ему можно дать. Для этого можно устраивать, например, контрольный день — раз в три месяца все педагоги собираются и общаются, смотрят результаты и строят планы.
Развитие социальных навыков у ребенка при подготовке ко школе
Часто к нам приходят дети с особенностями развития с академической подготовкой. Буквам и цифрам родители уделяют, как правило, больше внимания, чем, например, самообслуживанию и нормам поведения.
Мы часто сталкиваемся с семьями, которые приводят к нам пяти-, а иногда и шестилетних детей, которые прекрасно знают буквы и цифры, но бытовые навыки у них очень плохо развиты, а также большие сложности с поведением. Такой ребенок выглядит подготовленным к школе, ведь о умеет читать и писать. Но как только он оказывается в школьной среде, учителя тут же начинают предъявлять родителям претензии, что ребенок не может сконцентрироваться, не может высидеть на занятии, не воспринимает информацию и т. д. У него сразу начинает страдать поведение. Это приводит к огромным проблемам и часто вытеснению ребенка из школы.
Почему-то при подготовке ребенка с особенностями развития родители уделяют больше внимания буквам и цифрам, чем, например, самообслуживанию и нормам поведения. А без этих базовых социальных навыков любые образовательные процессы становятся бесполезными.
Поэтому академическая составляющая хороша, но только если ребенок уже обладает теми же навыками самообслуживания и знает социально приемлемые нормы поведения.
Социальные навыки, которые нужно привить ребенку до школы:
- Ребенок должен знать, чем и как пользоваться. Например, процесс приема пищи — помыть руки, прийти к столу, сесть, спокойно есть, пользуясь приборами, вытирать рот салфеткой. После приема пищи отнести тарелку, выбросить салфетку, поставить на место стульчик.
- Игровая и организационная деятельность: убрать игрушки, сложить материалы, вытереть столы, полить цветы, сложить вещи в шкафчики, поставить обувь сушиться, повесить рукавички на батарею, закрыть шкаф, то есть максимальное приобщение ребенка к той деятельности, которая есть в ежедневной жизни;
- Социально приемлемое поведение: на площадке, на прогулке, в песочнице, в транспорте, в гостях — максимальное разнообразия мест и ситуаций.
Адаптация к школе ребенка с особенностями развития в детском саду
Ребенку намного проще адаптироваться к школе, когда есть плавный переход. Тогда он гармонично воспринимает все школьные процессы.
Нашим детям с аутизмом, задержкой психического развития и другими особенностями необходимо намного больше времени на адаптацию, на изучение новых правил, новых людей, новых принципов. У нас в садике мы пытаемся постепенно готовить ребенка к атмосфере школы.
Как организовать обучение в садике, чтобы ребенок в будущем легче адаптировался к школе:
- все занятия по 40 минут, есть система звонков и 15 минут на переменку;
- играем в школу, пишем на доске;
- удобное рабочее место для ребенка — не на полу или удобном диванчике, а именно за партой. Ножки полной ступней на полу, спинка и ноги под углом 90 градусов, локотки касаются парты;
- физкультминутки или походы в туалет, если нужно — чтобы ребенок немного отвлекся и перезагрузился;
- система поощрения — наклейки, штампы, подобия дневников;
- песочные часы, если ребенку не комфортно слышать звонок или нет возможности организовать звуковое сопровождение.
Учитывая особенности наших детей, стандартная схема подготовки к школе не подходит. Часто, работая с ребенком шести лет, педагог видит перед собой ребенка четырех лет. Психологически наши шестилетки оказываются неготовыми к школе. Они еще не доросли до этих процессов.
Поэтому я рекомендую родителям детей с особенностями развития найти для своего ребенка промежуточную подготовку к школьной среде. Это может быть ресурсный класс, «нулевка» (нулевой класс) или курсы. Важно, чтобы обучение проходило на территории школы, чтобы ребенок привыкал к новому месту. Есть даже семьи, которые дважды ведут ребенка в первый класс, что тоже вариант. Первый год они используют как подготовку к среде, второй — непосредственно для обучения.
Об авторе: Наталия Стручек - психолог с дипломом управленца. Уже больше 10 лет она работает с детьми и семьями, которые воспитывают детей с задержкой психо-речевого развития, аутизмом, алалией и другими ментальными особенностями. В начале своего профессионального пути, как психолога, Наталья обучалась у одного из ведущих на тот момент специалиста в США по аутизму, доктора клинической психологии Вирджинии Басси с последующей супервизией в течение двух лет. В образовательном портфеле профессиональные сертификаты по АВА терапии (Израиль), коррекции поведения и игротерапии (Россия), сенсорике (Англия), Томатис терапии (Франция).