Система наказаний и поощрений
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Часть 1. Методы наказания и поощрения дошкольников
Создание работающей системы наказаний и поощрений начинается с выяснения исходной картины, с определения того, какие методы наказаний уже применяются в данной семье и насколько они эффективны.
Опыт показывает, что немногие родители способны внятно рассказать об используемых ими видах наказаний и поощрений, ведь чаще всего это делается «на автомате», безотчетно. Здесь-то и кроются «подводные камни», определяющие неудачи в воспитании. Очень часто большинство наказаний оказываются неэффективными, то есть не останавливают ребенка. Однако родители продолжают применять эти малоэффективные способы просто «за неимением лучшего», а также из опасений, что отмени они этот вид наказания и станет «еще хуже». Вот почему нам нужен весьма подробный и честный анализ происходящего.
Затем мы знакомимся с иным смыслом понятия «наказание». Это не выражение ребенку своего недовольства и не исправление его поведения усилиями родителей, а та внутренняя работа, которую совершает сам ребенок. Наказание должно создавать неудобство, прежде всего для ребенка, а не для его родителей. В этом ключ к успеху. Ведь именно тогда ответственность и контроль над соблюдением правил понесет сам ребенок, а не его родители.
Многие родители слышали об этом тезисе: наказать — значит, лишить ребенка чего-то им желаемого, но далеко не все умеют им пользоваться. Часто можно услышать примерно следующее: «Да мы пытались лишить его мультиков, но он такой скандал устроил, не могли потом успокоить...» В итоге родители вообще отказываются от этого принципа, считая его недействующим. А на самом деле они просто раньше времени опускают руки.
Давайте разберем на конкретном примере, как это должно «работать». Итак, определим сначала, на чем мы будем «играть». Допустим, мы выяснили, что ребенок действительно обожает мультики и смотрит их примерно 30 минут в день перед сном (дневным или ночным). Ошибкой было бы сразу отменить этот просмотр вообще. Во-первых, ребенок к этому привык. Для него мультики могут быть частью ритуала отхода ко сну. Нарушение привычного уклада жизни всегда травмирует детей (им важна предсказуемость мира). Во-вторых, само наказание для ребенка может быть неожиданностью, к которой он не был готов. Даже если мама напомнит ему, что запрещает из-за того, что он, например, сказал грубое слово, ребенок может сразу не понять, при чем тут это? Раньше-то мультики и его поступки никак не были связаны!
Вот почему очень важно заранее предупредить ребенка, как именно вы собираетесь его наказывать за определенный проступок. В момент совершения проступка надо напомнить ему о наказании. Таким образом, вы подготовите ребенка к наказанию и предоставите ему выбор — повторить нежелательное действие и понести заслуженное наказание или отказаться от своего намерения. В нашем примере это нагрубить и остаться без мультиков или извиниться за грубость и больше так не делать.
Пока в сознании ребенка все это не отложилось, вам нужно не столько применить наказание, сколько его продемонстрировать. Для этого выбираем самую «слабую» меру наказания. С теми же мультиками демонстрация может выглядеть так: вы не отменяете просмотр, но сокращаете его, например, до 15 минут. И при этом обязательно объясняете ребенку причину: «Это из-за того, что ты сказал грубое слово и не извинился». Все объяснения надо давать спокойным твердым голосом. Повторяя при этом, что впредь вы намерены прибегать к этой мере так часто, как это потребуется. До того момента, пока нежелательное поведение не будет больше повторяться.
Разобранный пример служит доказательством того, что и проступок, и наказание должны быть очень четко обозначены.
Желательно, чтобы родители «не играли все время на одной и той же струне», изобретая по мере необходимости новые виды наказаний. А для этого они должны хорошо знать своего ребенка, понимать его. Наказание должно служить во благо, а не во вред психике малыша.
Абсолютно исключены запугивания ребенка! Не говорите: «отдам тебя в детский дом», «придет милиционер (цыган) и заберет тебя» и т.д. — это грубая ошибка. В том же списке «запрещенных приемов» будут такие фразы: «а то не буду тебя любить», «а то папа к тебе не приедет» и т.п. Здесь в качестве наказания используется угроза лишения ребенка любви и поддержки родителей. Таким образом, нарушается основной принцип отношений с ребенком — доверие. Воспитание не должно отменять и вступать в противоречие с любовью к ребенку.
Известный американский детский психолог и педагог Дж. Ч. Добсон в своей книге «Не бойтесь быть строгими» так описывает основное послание родителей расшалившемуся ребенку: «Мы слишком любим тебя, чтобы позволить тебе вести себя таким образом».
Ребенок должен чувствовать, что его любят, несмотря на его недостатки. И наказывают не из-за того, что он «плохой», «не такой, какой должен быть», а просто потому, что он совершил «плохой» поступок. Сомнений в том, любят ли его родители, быть не должно.
Наказание, таким образом, становится продолжением заботы о ребенке. Однако не надо считать наказания мерилом любви. Слишком много найдется домашних тиранов, которые, придираясь к ребенку по мелочам и ломая его личность, будут оправдывать свои действия как раз той самой «заботой о его будущем» и т.п. Высший пилотаж искусства воспитания детей основан не на отлаженной системе наказаний, а на эффективной системе поощрений ребенка. Принцип здесь такой: в центре внимания родителей находятся «хорошие» поступки ребенка, за которые он и получает различные поощрения. Прежде всего, похвалу, а также какие-то призы и награды, не обязательно материальные (сладости, игрушки и т.п.). Для ребенка очень важна возможность исполнить какое-то свое желание — посетить аттракционы, самому выбрать вид совместного досуга для всей семьи, растянуть время пользования компьютером или отодвинуть время отхода ко сну за счет просмотра интересного фильма и т.п. «Плохие» поступки ребенка остаются без внимания — игнорируются. Таким образом, при работающей системе поощрений отсутствие внимания родителей становится самым эффективным наказанием.
Эта система пока не очень приживается у нас. Многие родители ее не принимают, считая, что система призов и поощрений представляет собой вид «подкупа» ребенка. «Ребенок должен стараться вести себя хорошо не за приз, а просто из любви к родителям», — считают они. Так-то оно так. Но ведь речь идет не об общем принципе, на котором построены отношения родителей и детей. Мы говорим о некоторых воспитательных дисциплинирующих приемах, которые стимулируют ребенка к «правильному» поведению. Дисциплинирует, как известно, либо «кнут», либо «пряник» — либо страх, либо выгода (возможность получить желаемое).
Главы из книги:
Чего не стоит делать родителям
Автор:Марина Зажигина
Книга любезно предоставлена издательством «Генезис»