Психологические проблемы часто болеющих детей и механизмы адаптации

Психологические проблемы часто болеющих детей и механизмы  адаптации

В отечественной медицине к категориичасто болеющих детей относятдетей до года, болеющих ОРЗ четыре и более раз в году; детей от одного года до трех лет, болеющих более шести раз; детей от трех до пяти лет — пять и более раз; детей от пяти до шести лет — четыре и более раз; старше шести лет — три и более раз, а также длительно (более 14 дней) болеющих детей.

По мнению некоторых авторов, категория ЧБД неоднородна. В ней можно выделить группы относительно часто болеющих детей (4—5 раз в год) и истинно (очень) часто болеющих детей (6 и более раз в год). Истинно часто болеющие дети по сравнению с относительно часто болеющими детьми в 2 раза чаще приобретают впоследствии хронические патологические изменения, причем в различных сочетаниях.

Доказано, что у большинства часто идлительно болеющих детей повышенная заболеваемость ОРЗ не связана с наследственными болезнями и приобретенными патологиями, а сопряжена с изменением иммунной защиты организма. Как правило, часто болеющий ребенок попадает в «порочный круг»: на фоне ослабленного иммунитета он переносит ОРЗ, которые, в свою очередь, еще больше ослабляют иммунитет.

В чем причины частой заболеваемости ОРЗ?

Специалисты выделяют около пятнадцати факторов, способствующих частым ОРЗ. Условно их можно разделить на три группы.

1. Медико-биологические факторы:

  • анатомически и физиологически обусловленные факторы (истинный иммунодефицит, поздний старт иммунной системы, сниженная барьерная функция слизистых);
  • неблагоприятное перинатальное развитие ребенка (акушерская патология матери, частые заболевания матери и лечение антибиотиками во время беременности, внутриутробная гипоксия плода, преждевременные, отягощенные роды и др.);
  • неблагоприятное постнатальное развитие (диатезы, дисбактериозы, глисты; очаги хронической инфекции носоглотки и полости рта — гайморит, тонзиллит, аденоиды и т.д.);
  • нерациональное питание ребенка (избыток углеводов, дефицит белка, витаминов, микроэлементов);
  • повторное назначение антибиотиков, салицилатов и других препаратов;
  • наличие в анамнезе у родителей хронических легочных заболеваний, заболеваний ЛОР-органов, злокачественных новообразований, ревматизма, аллергических болезней, ОРЗ;
  • низкая медицинская активность семьи, позднее обращение за медицинской помощью, невыполнение назначений врача, дефекты ухода за ребенком.

2. Экологические факторы, в том числе санитарно-гигиенические:

  • неблагоприятные условия труда будущих родителей (особенно работа с органическими растворителями, в условиях ионизирующего и электромагнитного излучения);
  • неблагоприятная экологическая обстановка (в т.ч. проживание в панельных домах старой застройки, рядом с автостоянками, на пересечении основных транспортных магистралей и в других местах с загрязненным воздухом);
  • неблагоприятные жилищные условия;
  • низкий уровень санитарной культуры и вредные привычки родителей.

3. Социально-психологические факторы:

  • низкий уровень образования родителей;
  • низкий материальный достаток семей;
  • хроническая психотравмирующая ситуация в семье: отсутствие отца или матери, конфликтные отношения между родителями; неадекватный стиль родительского воспитания; дефицит свободного времени у родителей; нивелирование функций отца и степени его ответственности в процессе воспитания ребенка;
  • неблагоприятные личностные особенности родителей, прежде всего матерей;
  • поступление детей в дошкольные учреждения, школу; стрессы, вызванные педагогическими просчетами;

астеническое состояние («раздражительная слабость», включающая, с одной стороны, сниженную работоспособность, истощаемость психических процессов, а с другой — повышенную раздражительность, готовность к аффективным вспышкам).

Астения играет значительную роль в формировании стойких трудностей в обучении. Повышенная истощаемость психических процессовприводит к затруднению произвольной регуляции деятельности, неустойчивости внимания, частым «выключениям» ребенка из учебного процесса в классе, неравномерности качества выполнения заданий, нарастанию «нелепых» ошибок по мере утомления, повышенной отвлекаемости (откликаемости) на незначительные для текущей деятельности раздражители, низкой умственной работоспособности в целом.

Состояние астении влияет на своеобразие динамики работоспособности часто болеющих детей в процессе учебных занятий: их работоспособность уже до начала занятий крайне низка и неустойчива. Все ее показатели то сразу снижаются к концу первого урока, то резко, на короткое время повышаются и столь же резко падают. При этом способность часто болеющих детей к пониманию и осмыслению учебного материала остается относительно сохранной. В интеллектуальном развитии они не уступают здоровым сверстникам.

Нередко у таких детей наблюдается задержка в развитии двигательных навыков (недостаточно хорошая координация движений, отставание в развитии мелкой моторики).

Для часто болеющих детей характерны проблемы в формировании эмоционально-волевой сферы. Они нередко переживают отрицательные эмоции (печаль, страх, гнев, чувство вины, одиночества). Уровень депрессии у часто болеющих детей выше, чем у здоровых. Им свойственна широкая гамма негативных переживаний по поводу болезни, высокая тревожность.

Психологическое состояние часто болеющих детей, таким образом, характеризуется постоянным ожиданием неблагополучия, страхом, эмоциональным напряжением, а за высокой тревожностью стоит неуверенность в себе, «комплекс неполноценности», боязливость, зависимость от чужого (прежде всего от материнского) мнения. Чем чаще болеет ребенок, тем хуже он относится к себе.

Наиболееочевидные следствия этой проблемы вытекают из нерегулярности посещения ребенком детского сада или школы:

во-первых, эпизодичность общения со сверстниками, хроническое отсутствие ребенка в классе приводят к тому, что о нем просто забывают.

Невозможность из-за частых болезней жить полноценной для своего возраста жизнью приводит к социальной дезадаптации, трудности формирования социальных навыков и закреплению таких черт характера, как замкнутость, скованность, раздражительность, обидчивость и т.п.;

во-вторых, частые болезни ребенка вынуждают мать оставаться дома и ухаживать за ним.

Таким образом, жизнь ребенка замыкается внутри семьи, а общение ограничивается общением с матерью. Однако детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих часто болеющего ребенка, имеют свою специфику.

Для большинства родителей часто болеющих детей характерный стиль семейного воспитания — гиперпротекция (гиперопека). В результате ребенок не нарабатывает собственного опыта взаимодействия с людьми, не учится принимать решения, отвечать за свои поступки. Действуя строго по правилам, предложенным взрослым, он перестает исследовать жизнь, не ищет границы собственных возможностей. Стремление ребенка к самостоятельности нивелируется. Примерно половина родителей часто болеющих детей предъявляет к ним явно заниженные требования.

Почти всем матерям часто болеющих детей свойственно отвергающее отношение с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации: они эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его личностные качества, видят его младше реального возраста, иногда приписывают ему дурные наклонности. На поведенческом уровне такое отношение проявляется либо в постоянном одергивании ребенка, либо в чрезмерной опеке и постоянном контроле любого действия ребенка.

Психологическая структура полных семей, воспитывающихчасто болеющего ребенка, имеет следующий вид: активная, доминантная мама с «привязанным» к ней ребенком и отставленный в сторону отец. «Вытеснение» отца связано с тем, что традиционно мать несет ответственность за все, что происходит с больным ребенком. Эта ответственность постепенно распространяется на все жизненное пространство семьи. Интересно, что образ отца у часто болеющего ребенка в большинстве случаев идеализирован и вызывает преимущественно положительные эмоции. Отношение же к матери противоречиво: часто болеющие дети не чувствуют эмоциональной близости с ней, воспринимают ее неуравновешенной, незрелой, чувствуют некоторую ее отгороженность, закрытость. При этом общее отношение к матери остается высокопозитивным, признается значимость ее поддержки и заботы, неумение обходиться без ее помощи даже при осуществлении простых актов самообслуживания.

Проблемыребенка могут заострять определенные личностные черты матери. Так, для матерей часто болеющих детей характерна высокая личностная тревожность, которая отражает внутреннюю конфликтность и напряженность. Матерям часто болеющих детей присущи низкая степень самопринятия и негативное самоотношение. В их эмоциональной жизни преобладают отрицательные эмоции (страх, обида, злость, неудовольствие и беспокойство). Чувство вины (неосознаваемое или осознаваемое) связано для большинства таких матерей с болезнью ребенка, однако ответственность за выздоровление возлагается на других (врачей).

Наличие в анамнезе у большинства частоболеющих детей упоминания о психотравмирующей ситуации, а также прямая зависимость между степенью выраженности неблагоприятных социально-психологических воздействий и частотой эпизодов ОРЗ в году позволяют отнести эту категорию детей к психосоматическим больным, которые, как известно, при повышенных требованиях внешней среды приобретают одно или несколько хронических заболеваний.

Из книги: Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе

Автор:Бадьина Н.П.

Статья любезно предоставлена сайтом

Книги по психологии. Издательство “Генезис”