#КаксделатьМишу: история развития мальчика с аутизмом

Автор
#КаксделатьМишу: история развития мальчика с аутизмом

Шок – первая реакция родителей, когда они узнают о диагнозе своего ребенка «аутизм». Консул в международной ассоциации «Аутизм-Европа» Инна Сергиенко поделилась своим опытом решения проблем аутичного расстройства ее сына.

За 10 лет Инне Сергиенко удалось добиться очень хорошей компенсации Мишиного состояния. Мишин случай многим известен и родители детей с аутизмом часто интересуются, как мама мальчика занималась с ним и на что необходимо обратить внимание.

Почему дети с аутизмом боятся стрижки и как это исправить: советы опытной мамы - изображение №1

Инна Сергиенко,

мама мальчика с аутизмом, общественный деятель

Пост №1: #КаксделатьМишу

Странный хештег, да? Bill Peters рассказал, что на встрече с родителями его кто-то спросил: "Как сделать Мишу Сергиенко?" Мне тоже часто задают такой вопрос и спрашивают: "А что Вы делали?"

И поскольку это невозможно объяснить за один короткий пост или комментарий, я решила сделать серию постов на эту тему. Они не будут иметь хронологический порядок и не будут являться универсальным рецептом. Аутисты разные и сопутствующие проблемы у них тоже разные. Но, возможно, то, что я делала будет кому-то полезным.

Пост №2: Коммуникация любым способом

Мише 2 года. Он не говорит и полностью живет своей жизнью. Ему только поставили диагноз и так же, как и все, мы в шоке.

Но, как и у всех родителей, задача №1 - речь. "Когда он заговорит? Что для этого нужно сделать?" - главные вопросы.

Очень трудно было в этот момент принять первую рекомендацию специалистов: забыть про речь, забыть про обучение. Задача №1 - КОММУНИКАЦИЯ. Коммуникация любым доступным для ребенка способом - жестом, взглядом, поворотом головы.

Терапист приходит к нам с мешком игрушек и предлагает их Мише. Для того, чтобы получить игрушку, он должен посмотреть ей в глаза. Миша кричит, плачет и даже дерется с ней, но без глазного контакта игрушку не получает.

Намного позже я узнаю, что при глазном контакте аутисты испытывают разного рода неприятные ощущения. Когда Миша будет говорить, он расскажет, что при глазном контакте у него сильная боль в голове. Если бы я знала это тогда... ведь можно было, чтобы он смотрел просто на лицо или хлопал рукой по столу, или что-либо еще можно было придумать. Ведь задачей было просто установить коммуникацию.

Пост №3: Первое знакомство со школой

Когда маленький монстрик подрос, пришло время ему учится в школе монстров.

Учительницу звали Мисс Монстриня. Она очень хорошо учила монстриков. Но был у них в классе один монстрик желто-зеленый в красных пятнах. Он был очень умным и злым. Этот монстрик любил бить других монстриков в классе...

Мише 6 лет. Мы едем в школу. По дороге я ему рассказываю сказки о ситуациях, с которыми он сталкивается в школе. Когда-то моя бабушка рассказывала мне историю о мальчике, который любил наступать на люки и, конечно провалился. История была с многочисленными подробностями....

Я продолжаю бабушкину традицию и рассказываю Мише, как монстрик (в это время он был увлечен монстрами) попадает в различные ситуации и разрешает их.

Текущая проблема в агрессивном однокласснике. Мишу мы к тому времени научили, что драться нельзя, поэтому он просто представляет из себя "грушу для битья". Нужно рассказать ему о том, что нужно давать сдачи. Именно для этого очередная история про монстрика.

Через несколько месяцев Миша поймет правила и покажет обидчику свою силу, а тот перейдет к более изощренным издевательствам и провокациям, но это уже история другого поста.

Пост №4: Родителям нужно успокоиться

Мы вернулись из Израиля, где Мише поставили диагноз. Мы пока в шоке и не очень понимаем, как нам дальше с этим жить. В интернете почти нет никакой информации. Это всего лишь 2008 год.

Трудно поверить, но информации действительно тогда не было. По крайней мере в русскоязычном сегменте интернета. Через несколько дней меня зовёт на "поговорить" один из сотрудников нашей компании.

Он из Канады и у нас в командировке. Он-то мне и провел первую и, возможно определяющую наш дальнейший путь, лекцию "родитель - родителю". Да, у него тоже оказался сын-аутист.

Он мне объяснил, что аутисты очень сильно чувствуют эмоциональное состояние своих родителей и соответственно реагируют. Поэтому главное - спокойствие! Если родитель в плохом состоянии, то ему нужно сначала успокоиться и привести себя в порядок, а потом уже общаться с ребёнком.

В целом, это касается не только аутистов, правда?

Пост 5: Обязательно поговорить перед сном

2016 год. Миша заканчивает 4 класс. Его травят злобно и жестоко, с выбрасыванием вещей в мусорник, с оскорблениями. Миша не выдерживает и дерется. Один против троих. Его провоцируют снова и снова выставляя виноватым.

Мы говорим с родителями, но от этого становится еще хуже. Родители зачинщиков травли достаточно жестоко относятся к своим детям - отсюда и их агрессия в адрес более слабого.

Классика жанра - у того, кто травит, проблем на самом деле больше, чем у того, кого травят. Но нам от этого не легче. Показывать силу - не помогает, игнорировать - не помогает. Учителя пытаются что-то сделать, но это тоже не помогает.

У нас с Мишей есть свое время - вечером перед сном. Обязательно нужно поговорить. Даже если он не хочет. Злость, которая накапливается опасна для любого ребенка, а для аутиста особенно. Миша выговорился и заснул. А я не могу. Я переполнена эмоциями гнева, обиды, злости, отчаяния. Я с трудом держала себя в руках, чтобы его успокоить.

Пост №6: Кубики или паровозик

- Миша, ты хочешь кубики или паровозик?

Мише 3 три года. Мы снова в Израиле и переходим на новый этап. Первый контакт кое-как установлен. Теперь учим выбирать. Все время предлагаем два варианта:

- Тебе сок светлый или темный?

- Печенье квадратное или прямоугольное.

Он еще не знает фигуры, но мы показываем и проговариваем. Он должен выбрать что-то одно. Не всегда это просто.

Позже мы перейдем на более сложный этап: выбирать не из реальных объектов, а выбрать по карточкам ПЕКС. Потом карточки будут прикрепляться к кнопкам, на которые можно быстро записывать слово, которое будет озвучиваться при нажатии. Тогда же мы будем учить "Да" и "Нет". А пока:

- Миша, тебе платочки или машинку.

PS: Прошло 10 лет, а у нас дома по-прежнему печенье квадратное или прямоугольное, сыр "положить" или "намазать" и сок темный или светлый. Столько раз повторяли, что сами привыкли.