Мир вокруг нас, или развивающие занятия на прогулках
- Автор
- Дата публикации
Прогулки в первый год жизни малыша играют очень важную роль.
В теплое время года малыш проводит на прогулках по 6-8 часов, и, разумеется, не все это время он находится в состоянии сна. Мир вокруг малыша в эти часы наполнен огромным количеством звуков, запахов и зрительных образов, которые отличаются от тех, что окружают его в уже ставшей привычной домашней обстановке.
Именно это время родители могут использовать с огромной пользой для развития малыша в первый год жизни.
Когда малыш уже не только спит в коляске, он хочет познавать мир. И родители, сами того не замечая, учат ребенка всему каждую минуту. Важно отметить, что ребенок запоминает абсолютно все, что родители говорят. Поэтому родителям необходимо очень следить за своей речью. Нужно внимательно относиться к тому, что "вкладывать" в головку ребенка - полезную информацию или "мусор".
Приведу пример. Ребенок видит собаку породы пудель и тычет пальчиком с немым вопросом: "Кто это?". Варианты ответа: "Погоди, малыш, я сейчас занята", "Это - "гав-гав", "Это - собака", "Это - собака породы пудель". На каждый из них понадобится около 30 секунд времени. И в любом случае ребенок все запомнит. Однако лишь в последнем случае ответ будет правильным и точным. Поэтому не стоит удивляться, если и в три года ребенок будет называть собаку "гав-гав" - ему так сказали родители.
Для развития малыша важно на прогулке рассказывать ему обо всем, что он видит. Давать точные, правильные названия. Не обязательно ждать, пока ребенок вырастет. Если он еще маленький, не может сидеть, можно носить его на руках, все показывать и рассказывать. Ведь в коляске малышу скучно, из коляски нельзя увидеть, как красиво цветет шиповник возле подъезда, какого цвета собака, которая так громко лает, и какое растение так горько пахнет.
В это время следует стимулировать у ребенка и такие чувства как вкус, обоняние. Конечно, ребенок еще не может сознательно вдыхать запах, но во время дыхания он будет его ощущать.
На прогулке, особенно в весенне-летне-осеннее время, следует давать ребенку нюхать различные растения, цветы, называя их точными наименованиями. Чтобы запах был более сильным, можно лист или стебель растения размять пальцами, а после этого положить вблизи от лица малыша.
Зимой можно сделать маленькие мешочки из ткани и наполнить их травами или веществами с характерными запахами (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик, кофе, какао, чай и т.д.). Мешочки следует плотно завязать и написать на них крупными буквами названия тех веществ, которые они содержат. Надо давать ребенку нюхать мешочки и обязательно называть то, что в них лежит. Это, во-первых, будет развивать обоняние ребенка, а, во-вторых, содействовать актуализации генетической памяти на запахи. Затем эти мешочки можно дать ребенку для игры. Хранить мешочки между играми следует отдельно друг от друга, чтобы запахи не перемешивались между собой.
Для развития пальчиков руки малышу полезно ощупывать поверхности с различной структурой: гладкие, шершавые, колючие, а также выпуклые, вогнутые, бугристые. Поэтому следует предлагать малышу трогать и гладить кору различных деревьев, каждый раз называя название дерева.
Можно предложить ему листья различной плотности, для того, чтобы он их изучал с помощью пальчиков. Пусть несколько цветов, листков малыш ощупает сам (можно носить с собой платочек, чтобы вытирать все прежде, чем ему дать): обнюхает, изорвет, попробует на вкус.
Рассказывайте ребенку о различиях, которые есть у похожих растений, о том, как эти растения используются людьми. Ребенок запомнит любую информацию, которую вы ему предложите, однако для него важно понимать, зачем вы ему об этом рассказываете. Можно давать информацию о ядовитых растениях, о тех, что используются в медицине, о питательных свойствах растений.
Многие растения по внешнему виду похожи между собой: стебель, листья, корни, поэтому следует постараться персонализировать растения, чтобы они стали маленькими друзьями малыша. Можно придумывать сказки "из растительной жизни": про растения, которые живут, питаются, что-то чувствуют, дружат или враждуют.
Показывать ребенку всех животных, насекомых, которых можно увидеть на прогулке. Одновременно можно показывать малышу этих же животных, насекомых, изображенных на картинках: "Вот смотри: это живая божья коровка, а это нарисованная". Можно изображать, какие звуки эти живые существа издают ("Вот послушай, как стрекочет кузнечик", "Слышишь, как квакают лягушки: у-а-а-а, у-а-а- а"), как они передвигаются, и побуждать ребенка повторять за вами.
На прогулках успешно можно изучать существующие породы собак: "Вот посмотри, эта собака породы такса. У нее острый нос, длинное тело. Эта собака служебная. Она помогает охотиться на лис, т.к. может залезть в лисью нору". Вы рассматриваете на прогулках вместе с малышом собак разных пород, а в его сознании происходит огромная работа: он сравнивает, он выделяет общие признаки всех собак, он учится отличать собаку от других животных и понимает, что собаки бывают разные. Он знакомится с огромным многообразием живых созданий на земле.
Очень важно дать малышу на прогулках ту информацию и знания, которые вы не сможете объяснить ему в домашних условиях и показать на картинках. Как объяснить шестимесячному малышу, что такое зима, если он никогда ее не видел? Поэтому так важно рассказывать ребенку о временах года, показывать различные явления природы - снег, дождь, иней и т.д. Обратите его внимание на то, что на веточках деревьев нет листьев, на улице холодно, лежит снег. Пусть потрогает пальчиками снег, какой он на ощупь, пусть посидит несколько секунд на снегу. Ведь любое обучение основано на пережитом опыте. Малыш всегда хочет потрогать, попробовать "на зуб" и увидеть все сам, ему недостаточно указаний или объяснений родителей. Задача родителей, на мой взгляд, - создать для малыша условия, в которых он сможет познавать мир безопасным для себя образом. В другое время года можно дать ребенку потрогать, например, мокрую траву или жухлые листья, разрешить попробовать залезть в лужу, даже если малыш еще только ползает. Все дети любят игры с водой, но, как правило, им не нравится ощущение мокрой одежды. Лучше позволить малышу залезть в лужу, когда это будет удобным для вас, ведь он все равно обязательно попробует. И вы избежите неожиданных неприятностей, когда нарядите его в белый комбинезон и отправитесь в гости. Ребенок уже будет знать, что мокрая одежда вызывает неприятные ощущения. Важно только помнить, что в жаркую погоду, игры в луже могут понравиться малышу. Также можно "попасть" с ребенком под дождь без зонта. Для малыша такой "язык" будет более понятен, чем объяснения, что дождь - это вода, которая конденсируется из облаков в небе. Дайте ему попробовать ощутить эту воду на своем личике, ручках и увидеть грозовую тучу, из которой она появляется.
Рассказывая, например, про весну, можно выбрать какой-нибудь куст и на каждой прогулке смотреть и трогать почки на этом кусте: сначала почечки совсем маленькие, вот они стали больше, вот появился маленький зеленый уголок листочка, а вот вырос и весь лист.
Осенью покажите малышу листья разного цвета: вот еще зеленые, а вот уже желтые, они становятся все темнее, вот как много листьев уже упало с дерева, в них уже нет жизни, дерево засыпает и сбрасывает листву. В эту пору можно собирать и засушивать листья разных видов деревьев, зимой вы сможете наклеить их на картон, внизу сделать подпись и рассматривать их вместе с малышом: это лист осины, а это - березы, этот лист больше по размеру, а этот - меньше.
Изучение живой природы поможет малышу развить наблюдательность, в этом возрасте у него развиваются простейшие навыки мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения. Но, что самое важное, малыш учиться чувствовать и сопереживать, у него развивается чувство прекрасного, актуализируются эстетические потребности. Когда он вырастет, он сможет оценить красоту заходящего солнца и затаит дыхание, услышав трели соловья.
И в конце хотелось бы вспомнить мой любимый анекдот, связанный с ранним развитием ребенка:
Папа и малыш идут на прогулку в лес. Малыш бежит впереди, радуется, все рассматривает и просит объяснений.
- Папа, смотри, какое большое дерево растет, и ветки у него кривые, и дупло есть. Папа, как это дерево называется?
Папа отвечает:
- Не знаю, сынок…
- Папа, смотри, какой большой гриб вырос… Его можно есть людям?
Папа снова отвечает:
- Не знаю, сынок…
- Папа, смотри какой красивый цветок, а на нем сидит бабочка… А цветок как называется? А бабочка? А этот цветок долго цветет? А сколько живут бабочки?
И папа снова отвечает:
- Не знаю, сынок…
Ребенок виновато смотрит на отца:
- Пап, прости, я, наверное, задаю слишком много вопросов…
Да, чтобы рассказывать ребенку о растениях, насекомых или породах собак, родители должны иметь об этом представление. Именно поэтому занятия с ребенком способствуют и обогащению культурного багажа самих родителей. Давая детям элементарные сведения по биологии, родители сами запоминают массу таких вещей, которые бы никогда не стали учить для себя, и открывают огромный, разнообразный, живой и находящийся в постоянном развитии мир, мир вокруг нас. Открыть этот мир нашим детям - это необыкновенная радость и ни с чем не сравнимое удовольствие.
Елена Вознесенская,
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии
Академии педагогических наук Украины
Журнал "Для будущих мам" № 3 март 2003