Методика раннего развития Зайцева: основы, плюсы и минусы

Автор
Методика раннего развития Зайцева: основы, плюсы и минусы

Когда ребенок начинает говорить, он не произносит отдельно буквы, позже объединяя их в слоги.

Ученые, которые занимались такой проблемой, пришли к выводу, что традиционное обучение ребенка словам и звукам лишь закрепощает речевую психомоторную свободу. В результате чего малыш может столкнуться с психологическими проблемами.

Николай Зайцев предлагает отказаться от традиционного принципа овладения чтением. По его мнению, это неэффективная технология, которая пагубно отражается на развитии в целом. Все его пособия - таблицы, "Кубики Зайцева" - основаны на игре, которая является естественной деятельностью детей. Ребятишки с удовольствием с ними играют. Именно Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе.

В методике нет раздела, посвященного изучению букв. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же вообще одна буква. Пользуясь такими складами (каждый из которых находится на отдельной грани кубика), Ваше чадо начинает составлять слова.

Кубики для изучения методики отличаются по размеру, цвету, издают разные звуки. Они бывают деревянные и железные. Эти особенности помогают карапузам почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. 3,5-4 летним ученикам методика дает возможность научиться читать на первых же занятиях, а деткам от 1 года - начать говорить и читать одновременно.

Методика раннего развития Зайцева: основы, плюсы и минусы - изображение №1

Как можно объяснить ребенку, почему сегодня мы изучаем именно эту букву, а завтра будем другую? Конечно, в виде игры или сказки. По мнению автора методики, это лучший способ подачи материала, ведь так мы как бы говорим ребенку: бери, сколько сможешь! Николай Зайцев считает, что нет легких или трудных слов, нет четкой программы, которой нужно следовать. Он советует работать по программе ребенка, то есть, делать то, что ему хочется, что ему интересно. Нужно просто узнать у ученика, чем бы он хотел заняться.

Если малышке нравится буква Я, потому что ее зовут Яна, не нужно ждать, пока до нее дойдет очередь. Может, ребенок сегодня услышал какие-то причудливые имена или забавные слова в сказке? Вооружитесь кубиками, табличками, картинками - и играйте с теми словами, которые выбрали вместе. Это как раз и есть сотрудничество. В методике нет отличников и отстающих, к тому же у детей появляется масса полезных интересов: например, подписывать свои рисунки.

Методика раннего развития Зайцева: основы, плюсы и минусы - изображение №2

Преимущества методики Зайцева:

1. В игровой форме ребенок сразу запоминает склад, сочетание букв, он не запинается и быстро осваивает чтение.

2. Ваш малыш будет на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напишет “жыраф” или “шына”).

3. Начать обучение чтению можно с полугодовалого возраста, но начать занятия не поздно и в пять лет, ведь система не привязана к возрасту.

Недостатки методики Зайцева:

1. Логопеды и дефектологи сетуют, что детки, научившиеся читать по данной методике, часто “проглатывают” окончания, и не могут разобраться в составе слова (они привыкли делить его только на склады и никак иначе).

2. Детей придется переучивать в первом же классе, когда они начнут проходить фонематический разбор слова, и учитель просит выкладывать слово на карточках. Гласный звук соответствует красной карточке, звонкий согласный - синей, глухой согласный - зеленой. А в методике Зайцева звуки обозначены совершенно другими цветами.

3. Пособия для обучения по методике Зайцева может позволить себе не каждая семья, причем удешевить обучение вам вряд ли удастся, даже если вы будете делать кубики самостоятельно.

4. Пособия нужно склеить, и знайте, что на это уйдет не один вечер.

Методика еще не утверждена официально, но это еще не повод по ней не заниматься. Последователи Зайцева считают, что его методика - одна из самых прогрессивных, и, значит, за ней будущее.

Не бойтесь экспериментировать - и тогда у Вас вырастет маленький гений!