Этапы развития речи ребенка от года до трех лет
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Когда «гав-гав» превращается в «собаку», а «ма-ди» в «мама, иди»? Сколько месяцев нужно ребенку, чтобы запомнить 1000 слов? И еще множество вопросов волнует молодую маму на этапе становления речи своего малыша. В каком же возрасте ребенок строит свое первое предложение?
Существуют общие для всех детей этапы развития речи. У каждого ребенка эти этапы проходят индивидуально – у кого-то раньше, у кого-то позже. Но каждому родителю хочется знать примерно, чего и когда ждать: когда ребенок произнесет первое слово, когда начнет говорить фразами.
В первый год своей жизни малыш начинает реагировать на общение, учится улыбаться, произносит различные гукающие звуки, различает голоса, начинает смеяться, придает интонации голосу, начинает произносить первые слоги, общается при помощи жестов. К своему первому дню рождения ребенок уже можетсознательно произносить несколько простых слов: ма-ма, гав-гав, ба-ба. Как же начинает развиваться речь ребенка?
Основные этапы развития речи
12 месяцев (1 год)
- Ребенок сознательно использует одно или несколько слов (это могут быть фрагменты слова). В разных ситуациях одно и то же слово может иметь разные значения. Например, «мама» ребенок произносит, когда видит свою маму; или когда зовет маму.
- Ребенок понимает простые инструкции (пей, ложись, иди), показывает знакомые слова на картинке «покажи, где кошечка».
- Словарный запас ребенка составляет 5-6 слов.На этом этапе развития ребенок осознает социальную значимость речи.
- На этом этапе развития ребенок осознает социальную значимость речи.
18 месяцев (1 год 6 месяцев)
- Словарный запас ребенка резко увеличивается от 7 до 20-30 слов.
- В основном словарный запас ребенка состоит из существительных.
- В речи присутствует эхолалия – неосмысленное повторение слышимого слова или фразы снова и снова.
- Ребенок начинает невнятно и эмоционально говорить на тарабарском языке.
- Ребенок может показать одну из частей тела.
21 месяц (1 год 9 месяцев)
- Ребенок может показать три части тела.
- Использует фразу из двух слов « Мама, дя!» - «Мама, дай!».
- Увеличивается количество слов, которые ребенок произносит правильно. Например, вместо «ав-ав!», ребенок говорит «собака».
- Ребенок начинает задавать простые вопросы «Где мама?», «Какой?».
- Словарный запас ребенка не менее 20 слов.
Если к двум годам ребенок не начал говорить, обратите внимание, общается ли он другими способами – мимикой, жестами, интонацией, «тарабарским языком». Если да, то значит, скоро ребенок заговорит, осталось подождать совсем немного.
24 месяца (2 года)
- Ребенок может назвать несколько предметов из его окружения.
- Накапливается пассивный и активный словарный запас.
- Словарный запас возрастает до 150-300 слов.
- Формируются первые грамматические навыки: порядок слов в предложении (при постоянном общении с взрослыми).
- Развивается умение использовать один из предлогов: в, под, на.
- Беглость речи и ритмика произношения – плохая, не четкая.
- Ребенок начинает выражать свои желания (чтобы его взяли на ручки, поставили на пол) при помощи жестов, мимики и звуков.
- Согласие или отказ выражается четко словами «да» или «нет».
- Громкость голоса контролируется не умело.
- Ребенок знает несколько местоимений, например, «я», «ты», «мы», но использует их неправильно.
- Начинает использовать местоимения «моя», «мое», «мой».
- Ребенок может показать пять частей тела «покажи мне свой носик (глазик, ротик, волосы)».
- Произносит звуки:п, б, м, ф, в, т, д, н, к, х, г.
- Пропускает такие звуки как - с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л.
30 месяцев (2 года 6 месяцев)
- Ребенок правильно пользуется местоимениями «я», «ты», «мы», «мне».
- Понимает значение слова «один», знает последовательность «один»-«два».
- Ребенок различает значение действий окружающих «покажи, кто сидит», «покажи, кто стоит».
- Словарный запас достигает 200- 400 слов.
- Часто ребенок произносит слова неправильно, заменяя один звук другим «копата» -«лопата»
- Начинает произносить правильно звуки с, з, л.
- Правильно употребляет предлоги в конкретной ситуации «на чем мама сидит?».
- Ребенок начинает задавать вопросы «что это?», «а что это?».
- Обращается к взрослому с просьбой, жалобой.
36 месяцев (3 года)
- Ребенок начинает использовать множественное число существительных.
- Умеет пользоваться глаголами и различает прошедшее время.
- Умеет правильно использовать несколько предлогов и союзов «потому что», «когда», «если».
- Знает все основные части тела, может их назвать или показать.
- Запас слов увеличивается до 900-1000 слов.
- Речь ребенка понятна для окружающих.
- Ребенок различает свой пол, возраст, имя.
- Понимает прочитанные короткие сказки и рассказы.
- Ребенок умеет вести беседу и связно рассказать о простых событиях.
Если вы видите, что развитие речи ребенка не отвечает стандартной схеме развития, то обратитесь за консультацией к специалисту.
Пусть ваш ребенок будет здоровым! Приятного вам с ним общения!