Развитие речи у ребенка: профилактика нарушений

Развитие речи у ребенка: профилактика нарушений

К сожалению, на сегодняшний день детей раннего возраста с речевыми проблемами становится все больше. Поэтому очень важно знать, как предупредить такие нарушения и какая должна быть профилактика.

Главное, от чего возникают те или иные речевые нарушения, это нервно-психические отклонения в состоянии здоровья малыша. Поэтому профилактика тесно связана с предупреждением этих отклонений.

Развиваем речевой аппарат ребенка

1. Для своевременного развития речи родители малыша, должны постоянно разговаривать с ним, стараясь вызвать ответную реакцию. Пусть кроха молчит, но известно, что даже на самых ранних этапах жизни ребёнка его общение с мамой имеет форму диалога. Малыш должен отвечает на обращения мамы оживлением общих движений, улыбкой, произнесением разных звуков.

2. Также важно создавать необходимые условия для разнообразных двигательных реакций крохи, способствовать голосовым "играм" младенца. Формирование речевой функции тесно связанно с развитием общей моторики и, в особенности с мелкой моторикой рук. Поэтому необходимо делать ребенку массаж кистей рук, а позже использовать пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

3. Родители должны знать, что восприятие и понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому родители не нужно по мимике и жестам угадывать желания

Развитие речи у ребенка: профилактика нарушений - изображение №1

малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

Предупреждение речевых нарушений

Речевое развитие ребенка в первые годы жизни должно в первые годы жизни происходить исключительно на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребёнка трудной задачей, от чего может появиться задержка в речи. В этом плане в семье должен быть установлен единый подход, который позволит ребёнку в последующем овладеть двумя и более языками.

Также существуют некоторые требования, которые должны знать родители, для предупреждения речевых нарушений:

· Формировать речевые умения нужно соответственно возрасту малыша и не перегружать ребёнка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.

· К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, строит предложения, его общение с взрослыми и детьми становится речевым.

· Несмотря на довольно большой словарный запас, речи 3-х летнего ребенка еще несовершенна: нет чистоты звучания шипящих, звуков "р", "л", наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни, по мере созревания

Развитие речи у ребенка: профилактика нарушений - изображение №2

физиологических и психологических функций мозга. Поэтому не пугайтесь и не бегите к логопеду.

Последствия речевых нарушений

Очень важно вовремя предупредить и устранить целый ряд последствий неразвитой речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

  1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.
  2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляются уже к 5 годам).
  3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия).
  4. Нарушение течения занятий в школе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.
  5. В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

Чтоб предупредить и вовремя выявить возможные нарушения, нужно на первом году жизни, помимо осмотров педиатра, показать малыша невропатологу, окулисту, отоларингологу, ортопеду, а в возрасте 2х лет – рекомендуется добавить еще и осмотр логопеда.

Такие осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений в самые ранние сроки. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Это помогает начать работу по профилактике сложностей на пути становления речи.