Навыки самообслуживания: развитие ребенка двух лет

Сейчас у малыша продолжается период интенсивного развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

Родителям очень важно не упустить этот период, когда малыш все чаще говорит «я сам». Он уже хочет научиться самостоятельно умываться или застегивать пуговицы, надевать варежки или подметать пол. И сейчас - самое благоприятное время для формирования навыков самообслуживания.

Конечно, Вам проще сделать всё самостоятельно: так будет быстрей, да и хлопот гораздо меньше. Но если кроха не начнет учиться основным навыкам сейчас, в дальнейшем его стремление угаснет, и научить его будет гораздо сложнее. В будущем он будет ждать помощи от окружающих и будет даже требовать её.

Правила обучения

К двум годам у деток уже, как правило, неплохо развита общая моторика, мелкой моторике рук еще, конечно, нужно больше практики. Но малыши уже могут овладеть многими навыками самообслуживания. Вам понадобится побольше терпения и осознания, что отныне на простые вещи понадобится в три раза больше времени, чем раньше. Еще будьте готовы к тому, что после проявлений самостоятельности вашего непоседы придется делать уборку.

Правильная последовательность

Обучайте своего малыша последовательности действий во время мытья рук, одевания, раздевания, приёма пищи и т.д. Для лучшего усвоения «материала» чередуйте обычную форму показа с игровой: показывайте, как и что нужно делать на примере любимого плюшевого мишки.

Мама Вика с нашего форума считает так: «Чтобы родителям научить чему-то ребенка, им нудно проявлять больше терпения. Нам, конечно же, проще самим одеть ребенка утром в садик, чем подождать 15 минут, пока он сам оденется. Я понимаю, что это неправильно, и это касается всего: еды, уборки, умывания».

Мама Алеся пишет: «У меня двое детей, и мы не укладываемся в 15 минут, поэтому приходится собирать их самой. Если ждать, пока оба соберутся, мы и до вечера так не соберемся выйти из квартиры. И еще для современной женщины важно время, потому что его нам всегда не хватает».

Стремление подражать

Вы наверняка уже не раз замечали, что малыш пытается подражать действиям взрослых. Самые авторитетные взрослые для него сейчас - это родители.

Скажите крохе, что сейчас Вам и ему нужно будет помыть руки и покажите, в какой последовательности что нужно делать. Затем можете помыть руки игрушке (желательно не плюшевому медведю, а то он после «банной процедуры» будет очень долго сохнуть). Потом уже можно взять ручки ребенка и проделать с ними те же действия.

В следующий раз, когда соберетесь мыть руки, поставьте его рядом с собой возле раковины (на маленькую устойчивую табуреточку). Дайте крохе такой же, как и у Вас, кусочек мыла, и помойте руки вместе с ним. Для малыша сейчас делать то же самое, что и взрослый, - самое настоящее счастье!

Вот увидите: дальше маленький непоседа будет мыть руки уже самостоятельно, а Вы будете его лишь корректно направлять.

Делим действие на «поддействия»

Практически каждое действие можно разделить на ряд более мелких действий, которые нужно выполнить в определенной последовательности. Когда обучаете малыша навыкам самообслуживания, обращайте внимание на более мелкие действия, из которых оно состоит. Например: «Берем губку, мочим ее под краном, отжимаем, а затем протираем твои сапожки. Видишь, какие красивые они стали?».

Несмотря на стремление чада к самостоятельности, Вам нужно оказывать ему небольшую помощь в самой тяжелой части работы. Например, вставьте пуговицу наполовину в петлю, чтобы крохе осталось лишь чуть-чуть потянуть, чтобы она расстегнулась. Кстати, пусть малыш пробует сначала сам раздеваться, а лишь потом одеваться - так ему будет гораздо проще.

Повторение - мать учения

Ребенку будет гораздо проще справиться с новым заданием, если оно будет постоянно повторяться. По мере овладения навыками Вам останется только напоминать малышу о последовательности действий, ненавязчиво контролировать и подсказывать.

Еще несколько советов

Чтобы ребенок понял, что такое гигиенические навыки и самообслуживание, пусть он понаблюдает за взрослыми и другими детками, покажите ему книжки с иллюстрациями, поиграйте в дидактические игры, расскажите соответствующие потешки и стишки.

Воспитайте у малыша любовь в порядку: пусть он помогает Вам убирать квартиру, расставлять обувь в коридоре или мыть посуду.

Пусть малыш привыкает к опрятности: помогайте ему пользоваться носовым платочком, салфеткой, обращайте его внимание на чистоту одежды, учите беречь вещи.

Прививайте крохе навыки культурного поведения: говорите, что за столом нужно сидеть спокойно, говорить «спасибо» за обед и оказанную помощь.

Вы сами будьте постоянны и последовательны, соблюдайте ежедневно повторяющиеся ритуалы приема пищи, отхода ко сну и т.д. Такие ритуалы помогают малышу настроиться на определенные действия.

Обязательно хвалите ребенка за любые усилия, даже если он плохо причесался, расплескал воду по всей ванной, пытаясь помыть руки, или разлил суп, пока старался донести ложку до рта.

Помните, что процесс обучения навыкам самообслуживания должен вызывать у малыша интерес, помогайте приобретать новые знания при помощи игровых ситуаций. Можно напомнить, например, что любимому медвежонку нужно помыть руки перед едой или умыться после сна.

Не создавайте малышу лишние препятствия: пусть крючок для его полотенца будет расположен там, где ребенок легко сможет до него дотянуться, подставьте к раковине скамеечку (не забываем об устойчивости), чтобы ему было удобно доставать до крана.

Помните о том, что малыш освоит навыки самообслуживания не сразу, все детки по-разному привыкают к новым обстоятельствам жизни. Ваша задача сейчас - помочь развить его самостоятельность, постоянно закрепляя недавно полученные навыки.

Успехов Вам и Вашему малышу! Вы не успеете заметить, как он станет совсем взрослым, поэтому наслаждайтесь тем временем, пока можете его многому научить!