Система Монтессори, применяем дома. Устраиваем быт
- Автор
- Дата публикации
Основная идея в педагогике Монтессори – это уважение к ребенку и его потребностям, стимуляция к самостоятельной деятельности. Только через деятельность приходит знание и умение. Девиз системы Монтессори «Помоги мне это сделать самому». Зная это, родители, устраивая свой быт, могут учитывать возрастные особенности ребенка и создать условия для маленького человечка. Ведь представьте себя на его месте: Вы попали в страну великанов, Вас окружают огромные предметы, все, что Вам надо находиться на недостижимой высоте, а эти великаны все время чем-то заняты. Вам приходиться просить абсолютно все, даже выпить воды без помощи великанов практически не возможно. Я думаю от такой перспективы не очень радостно и комфортно. Но мы может помочь нашему малышу, приспособив мир великанов к его потребностям.
Первое о чем должны подумать родители - это мебель, соответствующая росту ребенка. Стол и стул должны быть такого размера, за который даже годовалый ребенок может сесть без помощи взрослого. Для ребенка это очень важно, понимать, что он может что-то делать сам. При этом мебель должна быть качественной, устойчивой и обязательно легкой. Вес стульчика должен быть такой, чтобы малыш мог без труда перенести его в нужное место. Желательно чтобы и вес столика был таким, чтобы два малыша тоже могли бы его передвинуть.
Очень важно место для игрушек. Лучше всего, если это будут не высокие открытые стеллажи, с большие количеством полочек. На таких полочках легче поддерживать порядок. Тем более, что у деток до 3-4 лет есть природная тяга к порядку, которую нужно только поддержать. Но содержать игрушки в порядке, если для них выделен ящик, для малыша нереальная задача. Ведь, чтобы достать нужную машинку приходиться вывалить весь ящик на пол. Машинка найдена, ура! Все эмоции и внимание на машинку, а остальные игрушки малыш даже не замечает. А когда мама потом просит сложить все назад в ящик, то, во-первых, малыш ими не играл, так почему он должен их складывать? А во-вторых, это слишком длительно и утомительно для маленького ребенка. И приходиться складывать все это маме. Но если Вы найдете возможность разместить игрушки, так чтобы малыш мог выбрать и взять понравившеюся машинку так, чтобы не задеть другие, то вероятность порядка в детской резко возрастает.
Следующим аспектом будет мебель для одежды. Было бы очень здорово, чтобы ребенок знал, где лежат его вещи, и мог сам их брать. Так малыш намного быстрее научится самостоятельно одеваться, ведь, чтобы одеться, ему не надо ждать, пока мама достанет вещи. Также, ребенку можно давать поручения отнести в свой шкаф вещи после стирки. Таким образом, у малыша с раннего возраста есть свои вещи, свой шкаф и соответственно свои обязанности.
Очень важным является устройство быта в области самообслуживание и ухода за собой. Здорово если у Вас большой дом и есть возможность оборудовать ванную и туалетную комнату, соответствующую росту малыша. Но не беда, даже если такой возможности нет. Нужно просто усовершенствовать имеющиеся комнаты. Возле умывальника нужно сделать ступеньку для ребенка, на которую он может встать и самостоятельно вымыть руки. Как только ребенок научиться уверенно стоять на ногах, мама помогает ребенку забираться на ступеньку, показывает, как включать воду и мыть руки и чем их вытирать. Полотенце соответственно тоже должно быть в зоне доступа ребенка. Вы даже не представляете, как горд полуторагодовалый малыш, когда он умеет и может сам, как взрослый вымыть руки перед едой. Тоже самой касается и унитаза или горшка. Если мы приучаем ребенка к горшку, то он должен находиться там, где ребенок может сам к нему добраться. Лучше если это будет туалетная комната, ведь взрослые справляют нужду именно там. В таком случае нужно продумать, как малыш сможет сам открывать дверь и включать свет. Если приучаем к унитазу, то, помимо детского сидения на унитаз, нужно продумать и ступеньку, чтобы ребенок смог на него взобраться. Хорошо если ступенька будет пластиковая, с резиновой защитой от скольжения, с удобными ручками для переноски. Такую ступеньку малыш сможет сам переносить от умавальника к унитазу, а также использовать ее на кухне, если нужно что-то взять со стола или помочь в мытье посуды.
Переходим на кухню. Как Вы уже, наверное, догадались, посуда малыша должна находиться там, где ее ребенок может сам взять. При этом посуда должна быть настоящая. Не стоит покупать пластиковую, небьющуюся, ведь ребенку нужно научиться бережно относиться к вещам, и понять, что стеклянная посуда бьется. Разбив одну тарелку, но при этом, получив мамино доверие и дальше пользоваться настоящей посудой, ребенок будет впредь очень аккуратен и благодарен за оказанное доверие. Приобщайте малыша к приготовлению пищи и накрыванию на стол. Давайте ему посильные задачи. Это очень повышает уверенность ребенка в своих силах и стимулирует его к самостоятельности.
Организация домашней работы. Важно приобщать ребенка к уходу за домом, в частности порядок и чистота в комнате малыша. Чтобы ребенок с удовольствием убирал у себя в комнате, родители должны создать соответствующие условия. Веник и совок должны быть таких размеров, чтобы детские ручки без труда могли их держать. Малыш должен знать, где находиться мисочка и тряпочка для вытирания пыли, и конечно ему нужно показать, как это делается. И тогда ребенок, порисовав красками, вполне может сам после себя убрать. Но главное в поддержании порядка – это личный пример родителей. Ведь если в семье не заведено убирать после себя, то не следует этого ожидать от ребенка, но если все члены семьи придерживаются правил порядка, то малыш с удовольствием будет следовать этим правилам. Если конечно он может это сделать, учитывая его рост и силу. А мы родители можем постараться создать эти условия, в наших же интересах. Потому, что к тому времени, когда ребенок уже сможет пользоваться взрослыми предметами, то есть к 5-6 года, его сенситивный период порядка уже пройдет, и приучать его к домашним делам будет уже сложно, ему уже будет лень что-то делать и не так интересно подражать действиям взрослых. Правилом для родителей должно стать: все что может ребенок сделать сам, пусть делает сам. Сначала ему это интересно, он кричит «я сам», потом привыкает, что за него все делают родители и перестает стремиться к самостоятельности, а потом родители спохватываются и начинают стимулировать самостоятельность «из-под палки». Намного легче все делать вовремя, на это уходит меньше сил, времени и нервов. А самое главное то, что сохраняется и усиливается контакт и уважение между родителями и ребенком.
Таким образом, первым шагом применения системы Монтессори дома является создание среды, соответствующей особенностям и потребностям ребенка. Но на этом все только начинается. В следующих статьях мы поговорим о том, что еще можно делать в домашних условиях, для развития ребенка по системе Марии Монтессори.
Юлия Пискунова,
перинатальный консультант, Монтессори-педагог Центра „Маленькое счастье”