Адаптация аутичного ребенка в специализированном учебном заведении, как залог успешного обучения. Часть 1
- Автор
- Дата публикации
Когда мы рассматриваем проблемы, которые связаны с аутичным ребенком, мы в первую очередь думаем о детях с особенностями развития. При этом мы признаем, что аутисты развиваются иначе, чем обычные дети.
Аномальность развития замечается родителями и врачами еще до достижения ребенком 3-х летнего возраста, и эти расстройства охватывают три сферы деятельности ребенка - это нарушение социального взаимодействия, нарушения социального общения, нарушения воображения и социальной практики.
Нарушение социального взаимодействия.
Отличают три типа подобных нарушений:
1. Отчужденность. В крайнем выражении полное безразличие к окружающим, особенно к одногодкам. Иногда используют окружающих, как «орудия производства». Многие дети обнаруживают симбиотическую привязанность к матери или кому-то из близких.
2. Пассивность. Такой человек может принимать пассивное участие в общении, но без проявления инициативы. Чаще уединяется и долгое время выполняет стереотипные действия.
3. Активность, но странная. Легко контактируют, но проявляют заинтересованность лишь личными темами, не обращая внимание на интересы других, их ответы и вопросы.
Нарушение социального общения.
Сложности в вербальных и невербальных способах общения, а также в их понимании. Сюда же относятся такие нарушения:
- Отсутствие желания общаться с другими людьми.
- Эхолалии.
- Общение только в случае возникновения потребности
- Высказывания, не отвечающие ситуации
- Постоянное проговаривание, игнорирование ответов других людей
- Нарушение речевого развития, в первую очередь коммуникативной функции речи.
Нарушения воображения и социальной практики.
• Коммуникативная сфера: речь развивается
• ограниченные и повторяющиеся интересы, поведение (составление игрушек одна на другую, выравнивание предметов в линию, и тому подобное)
Независимо от того, какой именно диагноз будет поставлен ребенку, аутические расстройства основываются на разной вариации возможностей детей, но ассоциируемыми симптомами выступают:
*Невнимательность
*Гиперактивность и расторможенность
* Импульсивность и агрессия
* Проблемы с управлением эмоциями
* Изменения на ЭЭГ и судороги
* Познавательные проблемы – задержка умственного развития
* Сенсорные проблемы
Конечно, такая симптоматика значительно ухудшает возможность адаптации ребенка в учебном заведении, независимо от типа. Актуальность проблемы аутизма в Украине проявляется на сегодня особенно остро в сфере образования.
Общая неготовностью системы образования принять на себя обязательство обучать детей с аутизмом, осложняется такими факторами:
• сложностью нарушения психического развития, основными признаками которого является нарушение социального взаимодействия, социального общения, воображения и социальной практики (так называемая триада аутизма),
• стереотипное поведение, которое обычно тесно связано с тревожностью и пораженностью аутического ребенка,
• неравномерность интеллектуального развития
• отсутствие программного и методического обеспечения, утвержденного Министерством образования и науки Украины, которые учитывают особенности аутистов
• несовершенством законодательной базы, которая дает возможность признавать наших детей необученными на основании подзаконных актов.
• дефицит учебных заведений, которые имеют группы-классы для детей с комплексными дефектами и малой наполняемостью.
Если мы более придирчиво рассмотрим причины, которые делают эту проблему такой острой, то на первый план выйдет т.н. триада нарушений Лорни Винг и стереотипность поведения. То есть, когда впервые аутичный ребенок приходит к учебному или реабилитационному заведению, именно изменение привычных жизненных стереотипий, нарушения связанные с социальным взаимодействием, общением, воображением и практикой делает невозможной быструю и безболезненную адаптацию аутистов в новых условиях.
Каждый человек с тревогой воспринимает такие глобальные изменения в жизни, как новая сфера деятельности или даже изменение сферы деятельности. Для аутиста такое изменение не только усиливает общую тревожность, а становится длительным и очень значимым стрессогенным фактором. Большое количество посторонних незнакомых людей, новое, еще неизученное помещение, необходимость следовать совсем неприсущим раньше правилам поведения, невозможность повлиять на планирование деятельности. Перечисленные трудности тяжело воспринимают обычные дети, которые впервые посещают дошкольное заведение или школу. Для аутичного ребенка эти трудности только верхушка айсберга, а скрытыми являются страхи, напряжение от гиперчувствительности к звукам, запахам, свету, отсутствие удобной мебели, и тому подобное.
Представьте себя за рабочим столом на перроне метро. Насколько уютно Вы будете себя чувствовать? Сможете ли Вы составить хотя бы маленький письменный документ или отчет?
Согласитесь, что для аутиста оказаться в группе или классе, где рядом с ним будет находиться еще больше 10-15 детей ( а в обычных дошкольных заведениях и общеобразовательных школах около 30), равноценно пребыванию в метро в час пик. Обычный ребенок впоследствии приспособится к новым условиям и требованиям, а аутист будет накапливать стресс и еще более невротизироваться. Это может проявиться в повышении гиперактивности, истеричности, эхолалий, возобновлении или усилении стереотипных движений или манипуляций.
Понятно, что у существующих государственных образовательных заведений, независимо от типа (общеобразовательные, коррекционные, вспомогательные, специализированные), создать благоприятные для аутиста условия почти невозможно. Это и является главной причиной того, что подавляющее большинство аутичных детей получают образовательные услуги индивидуально и на дому. То есть, в возрасте 6-7 лет, когда у большинства аутистов начинает проявляться тяга к общению, они наоборот оказываются закрытыми в стенах собственной квартиры. Рядом с ребенком оторванным от социума, обычно, оказывается и мама. Все эти составляющие приводят к вторичной аутизации ребенка и семьи в целом.
Между тем, рассматривая качество образовательных услуг, которое получает ребенок на дому, можно прийти к выводу, что они крайне низкие. Здесь есть и объективные и субъективные причины. Ребенок, который живет постоянными стереотипами, не допускает на личную территорию посторонних людей. Собственную же квартиру он воспринимает не только как личную территорию, но и тесно связывает с ней режим дня, деятельность и общение с ограниченным кругом родных. Вмешательство на эту территорию встречается негативно.
Ребенок начинает избегать учителя, прятаться, выдумывать причины для прекращения занятий. Из трех часов, которые учитель посвящает аутисту дважды в неделю, плодотворными является значительно более малый промежуток времени.
Учителя, преимущественно, не имеют специальных знаний, которые могли бы помочь им более успешно взаимодействовать из аутистом. Неодиноки случаи, когда после нескольких лет учебы в таких условиях или в специализированных заведениях, аутиста признавали необученным. Это звучит особенно позорно на фоне провозглашения подписания Конвенции прав ребенка, стремлении усовершенствовать законодательство в соответствии с принятыми Европейскими ценностями.
Еще хуже дела в области дошкольного обучения. Детей с нарушениями аутичного спектра пытаются направить в дошкольные заведения для детей с умственной отсталостью, задержкой развития, другими тяжелыми комплексными дефектами, в лучшем случае - в логопедические дошкольные заведения. Но, поведенческие особенности очень часто становятся преградой успешной адаптации даже в небольшой коллектив такого заведения. В целом можно прийти к выводу, что дети аутичного спектра у которых расстройства наиболее заметные, является нежелательными в образовательных учреждениях.
Глава правления БО «Школа-сходынки» Наталья Андреева