Знакомство с различными материалами и средами, или развивающие игры в воде

Знакомство с различными материалами и средами, или развивающие игры в воде

Когда мы говорим о развитии ребенка и о знакомстве его с различными средами, мы, конечно, имеем в виду игры в воде и воду как среду, имеющую для малыша особенное значение. Вода и занятия плаванием имеют огромное стимулирующее влияние на развитие ребенка, особенно в первый год жизни. Возможность движения, а, следовательно, возможность получать и обрабатывать большее количество информации из окружающей среды, способствует развитию интеллекта ребенка. Физическая подготовка стимулирует умственное развитие малыша. Поэтому очень важно как можно скорее научиться дружить с водой.

Первым аспектом развивающих занятий в воде будет обучение плаванию, нырянию, поддержание безусловного рефлекса задержки дыхания при попадании воды на личико. Что лучше - детская ванночка или большая ванна?

Взрослая ванна - бассейн для новорожденного

Детская ванночка - совершенно бесполезный предмет, который так же, как и манеж, сковывает движения ребенка. Ребенок ощущает стенки и дно ванночки, касаясь их ручками и ножками. Вследствие этого у него развивается необходимость в постоянной поддержке, опоре, недоверие к окружающему миру, страх перед водой. Лучше с самого рождения купать малыша в обычной ванне, которая в этом возрасте заменит ему бассейн, и в которой можно начинать заниматься с малышом плаванием.

Здравствуй, родная стихия!

Вода, как всем известно, родная стихия для новорожденного, который провел 9 месяцев в утробе матери. Находясь в воде, дети чувствуют себя комфортно, они ощущают, как вода "окутывает" их со всех сторон, поддерживает. Это очень важно для развития у малыша положительной "Я-концепции", позитивного взгляда на себя и на окружающий мир. Вода как бы говорит малышу: "Все в порядке. Я тебе помогу. Я буду тебя поддерживать". На бессознательном уровне малыш воспринимает окружающий мир как добрый, миролюбивый, как тот мир, в котором он может быть в безопасности и которому может доверять.

Вода - более плотная среда по сравнению с воздухом. Именно это помогает формированию у малыша чувства уверенности в своих силах. Ребенку в воде легче сидеть, легче встать, чем в воздушной среде. У него появляется ощущение легкости своего тела, уверенности, что все получится. Малыш начинает и "на суше" предпринимать попытки сесть или встать. Вода делает ребенка очень подвижным, что способствует его развитию в целом, приносит радость, придает ему смелости, смелости жить, смелости научиться в жизни чему-нибудь еще.

Кроме того, общение с малышом в воде - это особый уровень установления взаимопонимания между родителем и ребенком. Очень важно, чтобы занятия в воде проводились с участием папы или мамы. Это самые близкие ему люди, им он доверяет. Находясь в воде с отцом или мамой, малыш ощущает себя в своем родном мире. При занятиях без родителей, только с инструктором, ребенок может ощутить чуждость этого нового водного мира, ведь там нет того, что есть для него частью его самого, что делает его мир устойчивым и надежным, - там нет его родителей. В этом случае ребенок будет чувствовать себя в воде зажатым и напряженным, он не будет открыт новым впечатлениям, не будет готов доверять пространству.

Ну и конечно, плавание повышает сопротивляемость заболеваниям. При занятиях плаванием и нырянием у ребенка происходит гармоничная нагрузка на все группы мышц, что важно для дальнейшего физического и интеллектуального развития малыша;

сохраняется безусловный рефлекс задержки дыхания при попадании воды на лицо, который затухает к 6 месяцам, если его не поддерживать. Плавание развивает органы дыхания, увеличивает объем легких, то есть снабжение организма кислородом, улучшающим в свою очередь работу мозга. Кроме того, плавание в раннем возрасте развивает вестибулярный аппарат, чувство равновесия, развитие которого напрямую связано с интеллектуальным развитием.

Игра, еще раз игра!

Безусловно, приходит время, когда обычная ванна становится мала для занятий плаванием. Приблизительно к 6-7 месяцам малыш уже может сидеть в ней, передвигаться с помощью ног. Наступает время, когда ванна перестает быть бассейном. Однако это совсем не означает, что ежедневное пребывание в ванне должно превратиться для ребенка в мытье. Скорее наоборот. Именно в этом возрасте для развития малыша очень важны игры в воде. В воде ребенок может находиться до нескольких часов, если ему это нравится. Для родителей важно понимание этих потребностей малыша и создание для него развивающей игровой водной среды. Это можно рассматривать как второй аспект развивающих занятий в воде - игровой. Представьте себе, чему сможет научиться малыш в воде, если вы его только окунаете в воду, намыливаете голову, а потом, быстро смывая мыло, заворачиваете его в полотенце.

Для изучения свойств воды важно сравнение воды с другими средами и познание "поведения" различных материалов в воде. Именно поэтому необходимо предоставить малышу возможность познания путем собственного опыта: ребенку важно самому убедиться в тех или иных физических законах.

Игрушки разные нужны, игрушки разные важны

Следует предложить малышу игрушки для экспериментов:

· булькающие, те, которые опускаются на дно ванны, выпуская пузырьки воздуха, заметные в воде;

· плавающие на поверхности воды;

· тонущие, те, что сразу быстро опускаются на дно.

Важно не количество игрушек, одновременно плавающих в ванне. Предложите малышу одну или две игрушки, но обязательно различающиеся по своим свойствам в воде. Пусть ребенок играет вволю и получит максимальное удовольствие. Следует придерживаться принципа "от простого к сложному". Причем хорошо, если игрушки одинаковые по некоторым характеристикам, но разные по свойствам, проявляемым при погружении в воду. Например, можно дать ребенку три ложки, кубики или шарики, сделанные из различных материалов: металла, дерева, пластмассы.

Можно предложить ребенку в воде листы бумаги различной плотности. Пусть ребенок наблюдает, как бумага меняет свою структуру в воде.

Перед этим давайте малышу, начиная с 2-3 месяцев, ощупывать и рвать простую, а потом более плотную и прочную - мелованную бумагу и различные виды картона. Ребенок будет исследовать свойства бумаги, рвать ее на части в течение нескольких месяцев, одновременно развивая пальчики, руки и координацию "глаз-рука".

Другим материалом, который изменяет в воде свои свойства, будут ткани различной фактуры - от простых переплетений нитей ("сетки-авоськи", мешковина) до более плотных тканей (с ворсом, сложных вязаных кружев и даже кусочков меха и кожи). Таким образом, опять используется основной принцип создания развивающей среды для малыша в первый год жизни - от простых тканей к более сложным.

Любая ткань будет отличаться на ощупь в сухом и влажном виде. Можно провести мокрым лоскутком ткани по ручкам, щечкам, плечикам малыша. Ребенку в возрасте до года необходимы различные кинестетические и тактильные ощущения, потому что это дает малышу возможность познавать мир, когда другие его сенсорные системы развиты еще недостаточно. Чем больше ощущений получит ребенок через кожу, тем больший вклад будет внесен в его интеллектуальное развитие. Заставьте кожу малыша испытывать различные ощущения.

В возрасте 6 месяцев можно пробовать давать малышу ощупывать различные сыпуЧие материалы: крупу, муку, крошки хлеба свежего и высохшего. И эти же самые материалы можно высыпать в воду ванны в присутствии малыша. Пусть ребенок наблюдает, как соль растворяется в воде, а гречневая крупа размокает, и крупинки, которые были мелкими и твердыми, становятся крупнее и мягче.

Малыш в возрасте до года, наблюдая за такими явлениями, получает первые в своей жизни практические знания по естественным наукам - физике, химии (например, знакомится с понятием объема, плотности веществ, законом Архимеда). Ведь суть воспитания в том и состоит, чтобы предоставить малышу возможность познакомиться с окружающим миром на собственном опыте, в безопасной для него обстановке. Это будет способствовать и творческому развитию малыша.

Когда малыш становится старше (в 8-9 месяцев), следует показать ему, как наливать воду в различные емкости. Для этого сначала надо дать ему один пластмассовый стакан, показать, как наполнять его водой, зачерпывая из ванны, полной воды, в которой находится ребенок, или подставляя под струю воды. Потом предложите второй стакан: пусть малыш переливает воду из одного в другой. Затем - стаканчики различной формы, материала, объема. И вновь покажите крохе, как переливать воду из одной емкости в другую. Причем стаканы вначале могут быть одинакового объема, а потом - разного. Пусть попробует перелить воду из большого стакана в маленький и наоборот - так малыш знакомится с понятием объема.

При купании малыша, когда он уже сидит или даже стоит в воде, следует давать ему возможность играть со струей воды. Он будет подставлять под струю ладошку, изучать падение воды, разбрызгивать ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом - столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.

Следует научить малыша пускать пузыри в воду. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, как можно это сделать, чтобы он попытался сделать то же, а потом наблюдал за пузырьками. Это может стать элементом обучения малыша нырянию и плаванию, если у родителей нет возможностей проводить с ребенком занятия в бассейне. Сначала можно просто выдувать воздух через рот, опуская голову в воду, затем попробовать делать это через трубочку или шланг. Такие игры доставляют малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.

Когда в воду погружается носик ребенка, попробуйте надеть ему очки, чтобы он мог под водой рассматривать затонувшие игрушки. Если ребенок задерживает дыхание, он может играть с игрушками под водой, погрузив голову полностью в воду. Он может нырять за игрушками, доставать их со дна ванны.

Когда малышу уже годик, он начинает "купать" свои игрушки. Это его первые попытки моделирования социально-психологических ситуаций, которые он наблюдает в своей жизни. Игры в ванне, в воде усложняются, однако роль взрослого остается очень значимой. Часто в играх с водой и в воде участвуют папы. Это для них возможность особенного взаимодействия с ребенком, ведь обычно папы большую часть времени проводят на работе и немного внимания могут уделить детям. Часто, когда ребенок еще маленький, папы просто не знают, что они могут для него сделать, как с ним поиграть, и вода становится стихией, которая объединяет отцов и детей в прямом смысле.

А еще я верю, что каждый папа и каждая мама способны проявить максимальное творчество в играх со своими детьми. Только им дано почувствовать, что же именно нужно их малышу, только они способны подобрать или даже придумать подходящую для их ребенка методику или игру. Пусть вода для вас, родителей, и вашего малыша всегда будет связана с удовольствием и игрой.

Елена ВОЗНЕСЕНСКАЯ,

кандидат психологических наук,

старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии

Академии педагогических наук Украины.

Центр экологии семьи "Ладушки".

Журнал "Для будущих мам" № 6 июнь 2003