Упражнения для всестороннего развития малыша на первом году жизни

Упражнения  для всестороннего  развития малыша на первом году жизни

Я+Семья

Упражнения в игровой форме для малыша первого года жизни очень важны. Они способствуют всестороннему и гармоничному развития малыша, и является фундаментом для гармоничного развития личности.

Играя, он усваивает правила и закономерности, учится выбирать, рассуждать, принимать решения. Познавательный мотив, рождающийся в игре, готовит малыша к дальнейшим шагам развития — учебе, овладению прикладными знаниями и умениями, науке общения, понимания и дружбы. Вот несколько упражнений:

Упражнение для развития зрительного восприятия.

Это упражнения можно начинать делать с первой недели после рождения малыша.

Нужно взять любую яркую игрушку и показывать малышу на расстоянии примерно 70 см. некоторое время пока взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см. и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится утром и вечером.

Упражнение на развитие слуховой и двигательной активности.

Эти упражнения рекомендуется начинать после первого месяца после рождения малыша.

Нужно взять погремушку–гирлянду и подвесить над малышом, так чтобы малыш мог легко дотянуться до игрушки ручками. Привлекая внимание малыша к игрушке, слегка покачивайте игрушку. Продолжительность занятия 5-7 минут. Через 5 дня замените игрушку на другую игрушку, и так чередуйте эти игрушки на протяжении одного месяца.

Упражнения для развития зрительного контакта.

Это упражнение рекомендуется начинать со второго месяца и старше.

Оно заключается в зрительном контакте малыша с родителями.

Как можно чаще ласково разговаривайте с малышом, взяв его на руки, всячески старайтесь привлечь к себе внимания, стараясь попасть в поле его зрения.

Такое упражнение проводится 2-3 раза в день.

Упражнения для развития сенсорной сферы и мелкой моторики.

Это упражнение рекомендуется начинать с третьего месяца жизни малыша.

Давайте в ручки малышу разные игрушки. Они должны отличаться по форме, по цвету, по размеру, по структуре. При этом малыш их должен видеть. Эти упражнения можно делать при выкладывание малыша на животик и размещая игрушку впереди малыша, или выкладывая малыша на спинку и вкладывая игрушку в ручку малыша.

Такие упражнения проводятся 2 раза в день.

Упражнение для развития психомоторики.

Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является массаж. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут.

Упражнения для развития речи.

Это упражнение рекомендуется начинать с первого месяца жизни малыша.

Произносите звуки: "агу", "бу-бу", "а-а-а", "о-о", "га-га" и т.п.

Это упражнение рекомендуется начинать с шестого месяца жизни малыша.

Играйте с ребенком в прятки. Закрывая руками своё лицо. Затем убирая руки от лица произносите «Куку. Где ты?»

Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: "Вот это киска - мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка - ав-ав. Покажи, где собачка?" и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.

Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их ("Ляля", "би-би", "Миша")

Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмет, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.).

Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: "скажи: до свидания", "покажи, какой ты большой". Как, например, развить выполнение просьбы "дай ручку"? Протягиваете руку к ребенку и просите "дай ручку", одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите "дай ручку", слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.

Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: "Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?" и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.

В процессе игры с куклой ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: " Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Где ручки у куклы? Покажи" и т.д.

Играйте с ребенком в "Теремок". Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. "Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок - золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса". Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.

Корсинова Маргарита

магистр психологии, член ассоциации Арт-терапевтов.

Практикующий психолог психологического центра «Я + семья»