Что такое игра для годовалого ребенка?

Что такое игра для годовалого ребенка? Игра как исследование. Игра как вид сотрудничества.

Почему дети играют? Ответ очевиден. Но тем не менее, стоит высказать его вслух: потому что им это нравится, им нравятся физические и эмоциональные переживания от игры и возможность исследовать то, что их окружает. Для маленького ребенка, у которого речевые навыки ограничены, игра служит выражением его внутренних чувств и переживаний. Игра необходима для хорошего самочувствия не меньше, чем еда и сон.

Обеспечить ребенка игрушками и материалами для игры очень важно, однако если игрушек слишком много, это, во-первых, излишние расходы, во-вторых, ребенок не научится выбирать объекты и придумывать всякие игры с ними сам. Важно так же обеспечить пространство для игр, и настало время сделать дом как можно более безопасным и убрать все ценные предметы так, чтобы ребенок их не достал - таким образом вы избежите лишних огорчений и сохраните энергию для решения действительно неизбежных конфликтов между тем, что хочет сделать ребенок, и тем, что родители считают для него безопасным.

На втором году жизни дети посредством игры узнают внешний мир и учатся в нем существовать. Кроме того, сталкиваясь с внешним миром, они исследуют природу и содержание собственных чувств и возможностей. Этим они занимаются, рассматривая и крутя в руках игрушки и различные предметы быта. Они учатся, наблюдая за другими детьми и взрослыми и подражая им. Энергичного годовалого ребенка интересует все, даже, казалось бы самые тривиальные вещи, которые для нас, взрослых, давно потеряли свое очарование. Есть что-то очень трогательное в напряженной серьезности, с которой годовалый ребенок совершает свои открытия, А.А. Милан в своей книжке про Винни-Пуха уловил это и показал с большим юмором, например, в рассказе про день рождения ослика Иа-Иа, когда Пух дарит ему пустой горшочек из-под меда, а Пятачок - лопнувший шарик.

При определенной свободе и возможности дети в этом возрасте способны выжать что-нибудь интересное из самых обычных предметов - мы взрослые, давно этому разучились. Возможно, именно поэтому мы с таким умилением наблюдаем, как они играют. Что-то в их полной вовлеченности в занятие, которое взрослому кажется чепухой, заставляет почувствовать, что игра - не просто приятное времяпровождение, но еще и очень серьезное дело.

На исходе первого года и начале второго ребенку доставляют удовольствие игрушки, которые можно плюхнуть, шлепнуть, толкнуть, хлопнуть, проткнуть, вытянуть. Он наслаждается кастрюлями, крышками, ложками. После этого он может увлечься ручками, дверными замками, ключами, туфлями - все это он обязательно потрогает, полижет, покусает, повернет внутрь, бросит на пол, сядет на этот предмет. Жадному любопытству нет пределов. Проделывая все эти штуки, он изучает свойства предметов, как они устроены, что с ними можно делать, для чего они нужны.

К 12 месяцам у многих детей развивается интерес к сосудам и вещам, с ними связанным, например, кастрюлям и крышкам, дверям и ручкам. Многие дети в этом возрасте проводят немало времени, подобно Иа-Иа, кладя предметы внутрь и, зачастуя с еще более важным видом, вынимая их наружу. Так, почтовый ящик с открытками сначала будет использоваться только таким образом, прежде чем ребенка заинтересует мысль просовывать открытки сквозь почтовую щель. Далее этот интерес распространяется на буфет: ребенок открывает дверцы и все оттуда вытаскивает.

Класть предметы внутрь и вытаскивать их наружу доставляет такое удовольствие почти всем детям этого возраста, что нельзя не заподозрить какого-то особенного значения, которое они этому придают. Мы видели, как младенец у груди или с бутылочкой изучает лицо матери, сначала глазами, потом руками - трогает ее пальцами или засовывает их ей в рот или в нос. За прошедшие месяцы он изучил свое тело - поковырялся в ухе, поиграл, сидя в ванне, с пальцами ног или гениталиями. И мальчики и девочки уже интересуются, чем они отличаются друг от друга, и любопытствуют, почему они по-разному писают. Поэтому, когда ребенок кидает в чашку с апельсиновым соком хлопья, а в кастрюлю - почтовые открытки, он вовсе не старается сделать это правильно - он выясняет, что будет, если соединить различные предметы, изучает пространство и отношения между ними. Вскоре, его без конца начнут забавлять различные трюки с водой в ванне и раковине.

На этой стадии физическое исследование внешнего мира тесно связано с телесными переживаниями самого ребенка, и он начинает задумываться, как могут выглядеть другие люди. Такое направление его мыслям придает и опыт младенческого общения с матерью, которую интересовало, что внутри него происходит и как он себя чувствует. Но в этом возрасте ребенок использует свое воображение таким образом лишь частично.

Многие дети около 12 месяцев с большим интересом наблюдают, как взрослые пьют и едят, и часто хотят, например, накормить маму за обедом.

Дети в этом возрасте часто стоят, внимательно глядя, что делает другой ребенок, или с ошеломляющей непосредственностью уставившись на чужую маму, которая общается со своим ребенком в магазине или в автобусе. Ребенка интересует, что между ними происходит, и он отождествляет их с собой и своей матерью. Ему очень нравится играть с вами, отвечая на вопросы: "Где у мамы носик? А где у папы носик?", во время таких игр он учится проводить различие между собой и другим человеком и выясняет, кто и что он такое. Через несколько недель он наловчится вкладывать предметы в сосуды и вытаскивать их наружу и станет рассуждать, какие предметы куда входят, а какие нет. Теперь он будет наслаждаться, к примеру, набором матрешек, которые складываются друг в друга. Он начнет строить маленькие башни из кубиков, главным образом для того, чтобы потом с гораздо большим воодушевлением их разрушить. Разбивая и разламывая игрушки, ребенок выражает свои разрушительные эмоции в безопасной и контролируемой форме. Во второй половине этого года ему станет интереснее просовывать почтовые открытки в предназначенную для этого щель или складывать несложные картинки из кубиков. Выполняя такую задачу, ребенок приучается к чувству порядка и ощущает удовлетворение тем, что он умеет делать.

Для будущего развития все еще очень важно уделять некоторое время тому, чтобы поиграть с ребенком, предпочтительно по его правилам и так, как хочется ему, возможно, даже упрощая игру.

Иногда родителям становится невтерпеж наблюдать, как их ребенок делает что-то очень неуклюже. Соблазн сделать это за него или показать, как это сделать лучше или быстрее, конечно, велик. Однако поступая так из раза в раз, вы подрываете доверие ребенка и не даете ему ни пережить разочарование, ни настоять на своем.

Дети начинают играть вместе только к концу второго года, до этого они учатся играть рядом, но порознь. Для начала они, как правило, стоят, уставившись друг на друга, словно прикидывают возможности противника. Постепенно они начинают друг другу подражать, ходить следом и носить туда-сюда игрушки. Возможность общаться вне семьи с другим ребенком неоценима, поскольку дает возможность исследовать еще один вид отношений, вдали от замкнутой и более напряженной атмосферы семьи. Между детьми из разных семей не возникает такой сильной ревности и соревнования за внимание матери.

Если ребенка приучить находиться среди других детей как можно раньше, он не только раньше ознакомится с социальными отношениями, но и лучше сумет за себя постоять в грядущих битвах за игрушки. Нереально ожидать, чтобы ребенок в таком возрасте делился игрушками, это слишком трудный урок. Сейчас его куда больше занимает выяснение, какие из вещей - его собственные, и что с ними можно сделать.

Важнейшей функцией игры является то, что она помогает ребенку преодолевать сложные жизненные эмоции - любовь, ненависть, агрессию, беспокойство. Как мы видели, ребенок все это соотносит главным образом с матерью. Теперь он больше осознает, что мать, которая его кормит и окружает уютом, и которую он любит, - это та же мать, которая вызывает у него ревность и агрессию, когда покидает его или что-то ему запрещает.

Известный английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт, однажды сказал, что "в детских играх всегда есть элемент беспокойства".

Например, отшвыривая игрушки и принося их обратно или требуя, чтобы это сделал кто-то еще, ребенок нередко таким образом борется со своей тревогой из-за того, что люди уходят и приходят. Например, игра в прядки служит именно для этой цели - ребенок разрабатывает определенный контроль над чужими появлениями и уходами, который ему недоступен, когда мать уходит из дому или укладывает его спать.

Слишком большая тревога и стресс могут вызвать противоположный эффект и подавить или прервать образные игры с воображением.

С процессом взросления игры ребенка становятся более образными, он начинает пробовать, например, делать то же самое, что и мама и папа. И мальчики, и девочки в этом возрасте играют в дочки матери, изображая маму, которая кормит или купает кукол. Они пытаются представлять себя кем-то другими, для разнообразия, им нравится расстаться с образом зависимого ребенка.

К концу второго года ребенок лучше научится играть с другими детьми, и очень важно, чтобы у него была возможность это делать. Он начнет выдумывать игры "Давай, как будто….., в которых будет играть разные роли, устанавливать правила и меняться местами. Если ему есть с кем поиграть сейчас, он сможет лучше постоять за себя в яслях и детском саду.

В течении второго года эмоциональная и интеллектуальная жизнь ребенка стремительно обогащается, он уже похож на сложившуюся личность, и этот человек готов приступить к изучению мира в более широких масштабах.

Избранные главы из книги Деборы Стайнер "Вашему ребенку 1 год".