Воспитание «на страхе»

Часть 1. Методы наказания и поощрения дошкольников

Часть 2. Система наказаний и поощрений

Система поощрений (пряник) в большей степени, чем система наказаний (кнут), использует в воспитательных целях концепцию договора. Она способствует тому, что родители и ребенок договариваются и о разграничении обязанностей, и об ответственности сторон за невыполнение обещаний. Родители, таким образом, также несут обязательства перед ребенком за невыполненное обещание или нарушенные ими правила. Это позволяет ребенку убедится в том, что правила универсальны и для взрослых, и для детей. Тогда ребенку становится легче их принять и им подчиниться.

Однако далеко не все родители на поверку оказываются готовы к подобной демократии. Воспитание «на страхе» остается более распространенным в нашем обществе, традиционным для него. Обычно считается, что это более прочная основа для послушания. Важно, чтобы это послушание не оплачивалось слишком большой ценой — ценой «ломки» воли и характера ребенка, торможения его развития.

Так, сторонники «жесткого» авторитарного воспитания часто оправдывают и физические наказания для детей. И по сей день, к сожалению, находится много желающих «выбить дурь» из ребенка в прямом смысле этого слова. Случается, что свою жестокость и садизм по отношению к детям родители прикрывают самыми благими намерениями: «сделать из него настоящего человека», «научить уважать отца» и т.п.

Допустимы ли физические наказания вообще?

Вопрос непростой. Ведь есть родители, которые не могут справиться со своим распоясавшимся отпрыском, боятся проявить строгость и в итоге идут у него на поводу. По мнению Дж. Добсона, на чью книгу о методах наказаний для детей я уже ссылалась выше, есть только одна ситуация, в которой допустимо применение крайних мер воздействия на ребенка, вплоть до физических. Это ситуация, когда ребенок своим намеренным непослушанием бросает вызов власти и авторитету родителей, специально нарушая запрет родителей, чтобы «посмотреть, что из этого выйдет». При этом родителям важно быть уверенными в том, что непослушание ребенка не проистекает из другого источника — обиды на несправедливые, по мнению ребенка, действия родителей, чувства отверженности и неприятия и др. В этих случаях необходимо решать накопившиеся в отношениях детей и родителей проблемы, а не пытаться наказаниями «исправить» ситуацию. Во всех прочих ситуациях, помимо «проверки родителей на вшивость», физические наказания принесут вред, еще больше подорвут доверие ребенка к родителям, заставят его сомневаться в их любви.

Таким образом, физические наказания в виде причинения ребенку легкого физического дискомфорта (шлепок по попе или сжатие ручки, к примеру) должны носить исключительно символический характер. Они возможны в виде одноразовой крайней меры, демонстрирующей ребенку всю серьезность совершенного им проступка. Причинение ребенку сильной боли недопустимо.

В любом случае, после применения того или иного вида наказания, позволившего родителям обозначить для ребенка пределы дозволенного, необходимо подарить ему долю внимания и любви. Если родители видят, что наказание возымело свое действие, ребенок расстроен и переживает, должно состояться примирение. Это подходящий момент не только для объятий и заверений в любви, но и для ласковых разъяснений ребенку смысла его проступка и цели понесенного им наказания. Именно эта «нотка любви» после окончания конфликта обеспечивает взаимопонимание и служит укреплению отношений между старшим и младшим поколениями.

Таким образом, типичной ошибкой родителей в отношении наказаний для ребенка, и тем более для ребенка-дошкольника, является их случайный характер («под настроение»), а также непоследовательность родителей, их применяющих.

Ошибочные действия — наказание как следствие эмоционального срыва с последующим чувством вины; наказания, неадекватные проступку; тяжелые физические наказания и наказания, наносящие ребенку психологическую травму.

Причины — либо изначальная установка на то, что наказывать ребенка «нехорошо» и что «желательно без них обойтись», либо, наоборот, вера в то, что наказания (в том числе физические) необходимы для правильного воспитания.

Неблагоприятные внешние условия — опыт несправедливых наказаний у родителей в детстве вкупе с их позицией: «Но ведь вырос же я нормальным человеком, вот пусть и ребенок потерпит».

Последствия— наказания непредсказуемы для ребенка, они ничему его не учат, он к ним относится как к прихоти родителей, они становятся для него подтверждением того, что родители его «не любят», и т.д. Дети могут специально прибегать к непослушанию, чтобы гарантированно привлечь к себе внимание родителей.

Правильные действия:

Система наказаний должна быть продуманной. Родители должны знать, в каких случаях они будут прибегать к наказаниям, быть уверенными в своих действиях. Наказания должны быть различными в зависимости от серьезности проступка.

Наказания должны «работать». Правильно выбранное наказание предполагает лишение ребенка чего-то им желаемого и не требует от родителей ни повышенного тона, ни угроз, ни многословных упреков. Наказание должно создавать неудобство прежде всего для ребенка, а не для его родителей.

Система наказаний должна быть ясной и понятной ребенку. Он должен заранее знать, что те или иные его проступки повлекут за собой определенные наказания. Принцип справедливости не должен нарушаться.

Наказывая ребенка, родители должны быть последовательны. Кроме того, их собственное поведение не должно противоречить декларируемым правилам. Иначе ребенок не захочет им подчиняться.

Помимо наказаний, должна существовать и система поощрений за «хорошее» поведение. Если «хорошие» поступки ребенка остаются без должного внимания со стороны родителей, ребенок стремится привлечь к себе внимание «плохими».

После любого наказания должно последовать примирение. Ребенок, тем более маленький, должен получить подтверждение любви родителей. Это время также хорошо использовать для дополнительных разъяснений смысла понесенного им наказания.

Главы из книги:

Чего не стоит делать родителям

Автор: Марина Зажигина

Книга любезно предоставлена издательством «Генезис»