Диагноз: дисграфия. Трудности младших школьников при овладении грамотой

Автор
Диагноз: дисграфия. Трудности младших школьников при овладении грамотой

Не правда ли, очень обидно порой бывает, когда любимое чадо "не оправдывая надежд", носит такие нелюбимые сегодняшними школьниками пятерки, или того хуже? Ладно бы не старался - так ведь и так, и эдак с ним, родимым, ан нет! Не дается ему грамота - хоть плачь!

Ошибки нагромождаются, как елочные гирлянды. Ошибки совершенно несусветные: ядлоки вместо яблоки, рбат вместо брат, и даже под ударением не то пишет. …И хорошо, когда квалифицированный учитель в состоянии вовремя разобраться, что причиной тому вовсе не невнимательность… А ведь как часто клеймо нерадивого ученика напрочь отбивает у маленького школьника всякое желание учиться! Товарищи дразнят, мама расстроена… И вот школа представляется ему Голгофой. А мы, может, навсегда утратили великого ученого-историка. Или математика. Ведь в других областях ребенок прекрасно успевает. Эта беда имеет имя. Дисграфия, или стойкое функциональное расстройство письма. Так ли она страшна, как ее рисуют? Давайте попробуем разобраться.

Что это за птица, или какие нарушения относятся к дисграфии?

Итак, не углубляясь в терминологические джунгли, скажу лишь, что все не так просто, как кажется нам, взрослым, на первый взгляд.

Для нас письмо - единый автоматизированный процесс. Для маленького же школьника - это целая цепочка интеллектуальных и двигательных навыков. Сначала ребенок слово слышит, затем понимает его значение, раскладывает на звуки. Следующий этап - синтезировать из звуков графический образ этого слова и перевести его в моторный акт. Что это значит? Что если на одном из этапов происходит "осечка", может пострадать весь процесс. На этапе звучания слова нужно быть уверенным, что ваш ребенок правильно его слышит. Есть слух физический, тот, при помощи которого мы воспринимаем все окружающие звуки: мерный стук колес поезда, шум прибоя, барабанную дробь дождевых капель по стеклу… Музыкальный слух позволяет нам улавливать различные по тону звуки. При помощи этого вида слуха человек имеет возможность наслаждаться любимыми музыкальными произведениями. И, наконец, есть слух речевой - тот, который мы используем при восприятии человеческой речи. И если таковой у ребенка оказывается нарушенным, он не в состоянии отличить сходные, близкие по артикуляции звуки. А ведь всего один звук способен исказить, а то и полностью изменить значение слова и даже целого высказывания! Сравните: полка-полька, лук-люк, коса - коза. Обучить грамоте ребенка с нарушением речевого (фонематического) слуха бывает крайне трудно. Очень важна в данном контексте и слухоречевая память, при помощи которой мозг удерживает звуки и соответствующие им графемы. А ведь научить необходимо…

Итак, акт письма насчитывает ряд важнейших операций: анализ звукового состава слова; перевод фонем (слышимых звуков) в графемы (зрительные символы) с учетом пространственного расположения их элементов; и дальнейшая "перешифровка" зрительных схем букв в кинемы (т.е. последовательные движения руки). На этапе овладения письмом основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски нужной графемы. В сложившемся навыке письма эти моменты отступают на задний план. Взрослый человек их даже не фиксирует.

На начальном этапе ошибки носят нестойкий характер и постепенно исчезают по мере автоматизации акта письма. Но, к сожалению, нередко бывает так, что ошибок в этот период становится больше, они носят стойкий характер (повторяются из работы в работу), не корректируются простыми тренировками. Пора бить тревогу и направляться в кабинет логопеда. Здесь может помочь только квалифицированный специалист. Ни маме, ни учительнице с этим, увы, не справиться.

Такая разная дисграфия…

Настоятельно советуем не терять времени. Итак, вы заметили, что ваш ребенок упорно не запоминает, в какую сторону смотрит буква "с" или куда торчит "закорючка" у в и д, учительница в ужасе от его почерка, а сам он на грани депрессии оттого, что завтра у него ненавистная "укр. мова" - соберите 2-3 тетрадки - и на прием к логопеду. Возможно, это дисграфия, а ваш любимый мальчик совершенно не виноват, что не может научиться грамотно писать. Кстати, моя собственная дочь, тогда первоклашка, писала Деду Морозу письмо с просьбой оказать ей помощь в этом нелегком деле… Возможно, всего несколько месяцев последовательной работы со специалистом вернут вашему ребенку веру в себя и избавят вас от мучительного вопроса, почему это происходит именно с вашим любимым дитенком, он ведь вон как в шахматы играет!

Очень важно теперь эту самую дисграфию правильно классифицировать (врага нужно знать в лицо!). Корректировать нужно то, что нарушено. Иными словами, если у вашего ребенка диагностирована кинетическая форма дисграфии, то на данном этапе ему незачем штудировать орфографический кодекс. Очень вероятно, что, научившись дифференцировать сходные по написанию буквы, ваш ребенок окажется вполне компетентным в области орфограмм.

Что нужно знать: основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения.

Недостаток звукового анализа влечет за собой пропуск, перестановку или вставку звуков (сенг вм .снег; сенег; дуружно вм. дружно).

Ошибки фонематического восприятия (недостаточно развитый речевой слух, о котором говорилось выше) могут вызвать смешение на письме сходных по звучанию фонем (тавно; груглый; портвель). Довольно часто у дисграфиков наблюдается смешение оптически сходных букв, т.е. имеющих одинаковые элементы, (сравните прописные буквы в и д - очень похожи, не правда ли? Отличаются только расположением "закорючки", у, д и з тоже имеют общий элемент). Выделяют иногда еще кинетическую дисграфию, которая, на мой взгляд, встречается довольно часто, и связана она с незрелостью двигательного анализатора. Начав писать первый элемент буквы, ребенок не удерживает в памяти остальные, и использует вместо них случайные. Так появляются ошибки типа: людит вм. любит; села миха вм. села муха; спанция вм. станция. По моим наблюдениям, в последнее время такие ошибки участились в связи с необоснованным требованием безотрывного письма в 1 классе. Шестилетнему ребенку очень не достает поэлементного написания букв. А умение вносить поправки по ходу письма (до совершения ошибки) может быть выработано при четкой разработке системы графических упражнений в букварном периоде. Их до обидного мало. Сегодняшняя система все-таки рассчитана на то, что малыш должен "выписываться" дома, школьных часов, к сожалению, недостаточно…

Описанные выше ошибки следует отграничивать от так называемой ложной, или эволюционной дисграфии, которая связана с трудностью распределения внимания между техническими, орфографическими и мыслительными операциями. Не следует пугаться, если ваш ребенок иногда сливает слова, забывает написание букв, особенно прописных. Иногда дети пишут буквы зеркально (особенно это характерно для явных и скрытых левшей). Наличие таких ошибок не доказывает существования дисграфии, если эти ошибки единичны и нестойки.

Что делать, если все-таки…

…это дисграфия? Опять-таки, не пугайтесь. Дорогу осилит идущий. Ищите "своего" логопеда. Ведь самое важное в таком ответственном деле - это горящие глаза ребенка, его заинтересованность. Ни регалии специалиста, ни высокий статус школы вам этого не гарантируют. И, конечно, тесное сотрудничество с ребенком. Любите его, помогайте ему преодолеть себя, поверить в свои силы. Одному на это понадобятся месяцы, а другому - годы. Если рядом любящая мама - все вам будет по плечу!

Тамара Хабарова,

логопед-дефектолог