Больные массово игнорируют врачей: каковы настоящие масштабы распространения COVID-19 в Украине
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 1304
У детей коронавирус маскируется под кишечную инфекцию
Коронавирус продолжает оставаться актуальной угрозой здоровью украинцев, демонстрируя тенденцию к постепенному увеличению количества заболеваний. Хотя официальная статистика пока не указывает на приближение эпидемии, остаются вопросы: учитывают ли тех людей, которые не обращаются к врачу, какие опасности для здорвья детей и что вызывает тревогу у докторов?
На эти важные вопросы "Телеграфу" ответил заместитель директора Львовской областной инфекционной клинической больницы Андрей Орфин.
Лечились от ОРВИ, а теперь в больнице с COVID-19 пневмонией
— В июле было зафиксировано 12 тысяч случаев заболевания COVID-19. Но эпидемическую ситуацию официально объявляют тогда, когда в месяц регистрируется более 50 тысяч случаев. Как это соотносится с реальной ситуацией, учитывая, что многие не обращаются к врачу? Какими могут быть реальные цифры распространения вируса?
— Реальные цифры заболеваемости трудно установить, ведь действительно примерно 70% больных не обращаются к врачу. Кроме того, есть пациенты, страдающие другими респираторными инфекциями, вызванные не коронавирусом. Конечно, это усложняет объективную оценку ситуации.
Но кроме этого, есть еще и врачи, которые не предлагают пройти тестирование, несмотря на то, что есть вспышка заболевания. Могу подтвердить это по собственному опыту. Знаю людей, которые лечились от ОРВИ, а в конце концов попали к нам с COVID-19 пневмонией, и мы уже две недели не можем их вылечить.
— Если посчитать, уже может быть около 40 тысяч реальных случаев. Это уже приближается к пределу, когда можно говорить об эпидемиологической ситуации?
— Да, но мы можем только предполагать. Все должно быть официально зарегистрировано. Конечно, больных гораздо больше. К примеру, в нашей больнице сейчас 47 таких пациентов. Могло бы быть и больше, но многие просто не обращаются к врачу, лечат себя дома, в частности, и детей. Особенно интересно то, что в нашей местности сейчас многие дети имеют симптомы нереспираторного характера, такие как рвота, понос, лихорадка. Их лечат от кишечных инфекций, но по сути это может быть коронавирусная инфекция. И такие случаи часто не попадают в статистику, поскольку их неправильно диагностируют.
— Как много незарегистрированных случаев влияет на общую эпидемиологическую ситуацию?
— Все эти нерегистрированные случаи создают самую большую эпидемическую опасность. Легкие или стертые формы заболевания, а также люди, являющиеся носителями вируса, но не испытывающие серьезных симптомов, представляют значительный риск. Они могут иметь насморк, легкое першение в горле, но при этом продолжать ходить на работу, ездить общественным транспортом и инфицировать других. Это создает серьезную угрозу для окружающих.
— Почему, по-вашему, люди не обращаются к врачу при таких симптомах? И что с этим делать?
— Трудно сказать однозначно, но есть несколько возможных причин. Во-первых, это многолетняя стратегия, когда в обществе формировалось недоверие к государственным учреждениям, включая медицину. Часто, когда возникают проблемы в государстве, ищут "крайнего". И, к сожалению, это часто врач или учитель. Этот фактор, по-видимому, повлиял на уровень доверия к медицине.
Во-вторых, стоит упомянуть о пандемии COVID-19. Иногда принимаемые меры не всегда были полностью оправданны или могли быть слишком жесткими, что также создало у людей негативное отношение ко всему, что связано с COVID-19.
Еще один немаловажный фактор – доступ к информации в интернете. Сейчас же как: открыл Google, открыл искусственный интеллект, вписал свои симптомы, получил 15 диагнозов и поочередно их всех лечишь. Какие-то вылечите, конечно, но это по меньшей мере опасно, а иногда не имеет смысла.
Также важна доступность лекарств. Если бы лекарство отпускали только по рецепту, то пациенты были бы вынуждены обращаться к врачу. Но сейчас люди могут прийти в аптеку, купить разные препараты без рецепта и лечиться самостоятельно, что только затягивает их путь к врачу.
— Если человек заболел COVID-19, достаточно ли ему просто оставаться в изоляции и принять какие-то лекарства или все-таки без обращения к врачу никак?
— Конечно, не всегда есть необходимость обращаться в больницу. Во-первых, можно позвонить по телефону врачу и проконсультироваться дистанционно. Во-вторых, есть возможность сделать тест дома. Тесты на коронавирус продают в аптеках, они просты в использовании, а инструкция доступна каждому.
Нужно понять: даже если человек обратился к врачу, это не значит, что его обязательно госпитализируют. Врач осмотрит, оценит состояние и, если заболевание имеет легкое течение, может порекомендовать лечение на дому. На сегодняшний день заразность коронавируса сокращена, и, по данным новой литературы, при легких и среднетяжелых формах заболевания заразность сохраняется в течение 5 дней. При более тяжелых формах – до 10 дней.
Поэтому не всегда есть необходимость идти к врачу лично, но важно обследоваться, знать свой диагноз и соответственно действовать: оставаться дома и не подвергать других риску, особенно людей из групп повышенного риска – пожилых, людей с хроническими заболеваниями, онкобольных, пациентов с иммунодефицитом. Здесь важна адекватность и ответственность перед собой и обществом.
Вакцинация дает шанс избежать серьезных осложнений
— Если сейчас случаи заболевания COVID-19 увеличиваются, как вы оцениваете уровень готовности нашей системы здравоохранения к такому росту?
— Мне кажется, система уже готова к любым вызовам. Вспомните, как мы встречали коронавирус в 2020 году, когда вся Европа была в критическом состоянии. Мы благодаря тому, что наша инфекционная служба была сохранена, смогли мобилизоваться довольно быстро. Наши эпидемиологи, хоть и пострадали от реформ, все же не были полностью уничтожены, что помогло нам сохранить контроль над ситуацией. Как результат, у нас (во Львовской области. — Ред.) были одни из самых низких показателей смертности в Украине, а Украина, в свою очередь, имела один из самых низких показателей смертности в Европе.
Готовы ли мы сейчас? Бесспорно. Однако нам нужны ресурсы. Это касается финансов как для покупки необходимых противовирусных препаратов, так и других медицинских средств. Будь у нас больше ресурсов, пациенты, вероятно, реже умирали бы от COVID-19, особенно если бы они обращались за помощью вовремя.
— А что вы можете сказать об украинской вакцине? Она была разработана, но так и не внедрена?
— Нет, украинской вакцины нет. Хотя были попытки ее разработать, но, к сожалению, этот процесс не был завершен. В настоящее время используются стандартные вакцины — Pfizer, AstraZeneca, китайская вакцина (в Украине прививали вакцину CoronaVac от компании Sinovac Biotech, одобренную ВОЗ для экстренного использования. — Ред .). Они доступны и широко используются. Но опять-таки, я всегда подчеркиваю: вакцинироваться нужно, это важно. Однако это должно быть сознательное решение человека, а не принудительная акция, где всех загоняют в одно помещение и вакцинируют массово, без учета состояния здоровья.
Пациент перед вакцинацией должен обратиться к врачу, пройти минимальные обследования – общий анализ крови, электрокардиограмму, обязательно пройти тест на COVID-19. Если человек уже болен COVID-19 и вакцинируется, это может осложнить течение болезни. Поэтому важно убедиться, что на момент вакцинации вы здоровы, что у вас нормальные показатели крови и тогда уже можно безопасно вакцинироваться.
Кроме того, многие люди не знают о своих возможных проблемах со свертыванием крови или о наличии сердечных патологий, что может привести к осложнениям после вакцинации. Чтобы избежать таких проблем, нужно серьезно подходить к процессу вакцинации. Обратитесь в поликлинику, к семейному врачу или в частную клинику, сделайте необходимые обследования, и тогда с уверенностью идите на вакцинацию.
— А как объяснить тот факт, что вакцинированные ранее люди сейчас снова начинают болеть?
— Я неоднократно подчеркивал это, но, к сожалению, многие слышат только то, что хотят услышать. Вакцина – это не стопроцентная защита от болезни. Она не гарантирует, что вы не инфицируетесь вообще. Это совершенно нормально, что вакцинированный человек может заразиться вирусом. Но суть вакцинации в другом – она помогает организму бороться с вирусом.
Когда вы вакцинированы, ваш организм уже имеет достаточный уровень антител, чтобы встретить вирус и бороться с ним. Это значительно снижает риск тяжелого течения болезни, критических осложнений, которые могут привести к реанимации, искусственной вентиляции легких или даже летальным исходам. Вакцинация дает вам шанс перенести болезнь в более легкой форме или по крайней мере избежать серьезных осложнений.
Простой, хотя и болезненный пример: в 2022 году, когда началось полномасштабное вторжение, наша армия была достаточно подготовлена, чтобы сдержать наступление. Это не позволило врагу захватить Киев за три дня, как они планировали. Почему? Потому что наши военные были готовы, хорошо организованы и смогли дать отпор. Аналогия с вакцинацией здесь очевидна: вакцина формирует в организме армию антител, готовых бороться с вирусом.
Конечно, можно заболеть, и некоторые люди болеют несколько раз. Но важно понимать, что вирус, с которым мы имеем дело сегодня, в частности, штамм "Омикрон", это уже многоразовая мутация исходного вируса. Каждая новая мутация направлена на то, чтобы обойти защитный механизм нашего иммунитета. Поэтому люди продолжают болеть, но к счастью, течение болезни у вакцинированных обычно легче.
Особенно настораживает то, что новые варианты, такие как "Омикрон" или его мутации, например последний вариант FLiRT, быстро распространяются и легко заражают многих людей. Но стоит отметить, что, хотя этот вариант более заразен, его течение в большинстве случаев легче, чем в начале пандемии, когда вирус вызвал значительно более серьезные осложнения.
Важно:
любая информация медицинской тематики, размещенная на сайте Телеграф, носит информационный характер и не является рекомендацией.
Применение каких-либо медицинских препаратов должно быть согласовано с лечащим врачом.