Мама Ольги Харлан: Не было цели вырастить чемпиона, была цель вырастить хорошего человека

Автор
Мама Ольги Харлан: Не было цели вырастить чемпиона, была цель вырастить хорошего человека

Признайтесь, вы хоть раз, да и задумывались над тем, как вырастить чемпиона из своего ребенка? И, возможно, даже подумывали бросить работу, чтобы возить его в спортивную секцию. Не спещите отказываться от своей жизни! Uaua.info узнало, как вырастить чемпиона у тех, кому это удалось: украинской саблисткой Ольгой Харлан и ее мамой, Ириной Харлан.

Напомним, Ольга Харлан, чемпионка Олимпийских игр, 4-кратная чемпионка мира и 7-кратная чемпионка Европы, чемпионка Европейских игр по фехтованию и ее мама Ирина Харлан стали послами кампании «Спасибо, мама!», организованной P&G.

Ирина, в каком возрасте Ольга начала заниматься фехтованием? Кто выбрал для нее этот вид спорта?

— Фехтованием Оля начала заниматься с 10 лет, потому что раньше на фехтование брали девочек только с десяти. Мы были очень дружны с первым ее тренером, он нам все время рассказывал, какие победы у девчонок, как они ездят на соревнования, и нам хотелось отдать туда Олю. Когда уже подошло время, мы его спросили: «Возьмешь?» «Возьму». Так и получилось, что Ольга с 10 лет пошла на фехтование.

Была ли изначально цель, чтобы ребенок стал чемпионом, или эта установка возникла в процессе тренировок?

— Такой цели не ставилось. Каждый ребенок какое-то время предоставлен себе, пока мама на работе. И потом некоторые мамы: «Ой, у меня ребенок не такой, как бы я хотела». А кто виноват в том, что мама не заняла ребенка в то время, когда была на работе? Мало ли там, английский язык, бальные танцы, балет... но ребенок должен заниматься, чтобы у его поменьше дури было в голове. Сейчас столько соблазнов! Смотришь на детей — им же лучше посидеть в Интернете, чем пойти погонять в футбол на улице…

И на спорт перестали вообще как-то обращать внимание. А если отдали ребенка в спорт, то мама следит за каждым шагом, чтобы ребенок не упал. Как это? Лучше как-нибудь отнекаться от ребенка, дать ему планшет, чтоб он играл и не мешал ей, чем пойти поучавствовать в каких-нибудь семейных спортивных соревнованиях.

Не было цели вырастить чемпиона. Была цель вырастить хорошего человека, просто хорошего человека.

Как реагировали на удачи и поражения дочери? Что говорить в случаях победы, чтобы ребенок не зазнался и не стал слишком самонадеянным? Что говорить в случае поражения, чтобы у ребенка был стимул продолжать заниматься?

Есть такое хорошее выражение: без поражений не будет побед. Поэтому если у Ольги случалось поражение, мы с мужем всегда стремились поддержать, писали ей: «Ничего, сейчас не получилось, но все будет хорошо, получится в следующий раз. Ты только держись, не падай духом». Мне кажется всегда так мамам нужно поддерживать, не садиться с ребенком и плакать, слезы ронять, а именно поддерживать: все будет хорошо. А когда победа, что я пишу? «Ура! Мы победили!»

Что говорить или что делать, если ребенку надоедает или он устал от кружка-секции, если он вдруг начал говорить “не хочу”? Сейчас многие родители относятся очень просто к таким вещам: не хочет - пусть не ходит. Правильно ли это?

— Оля когда пошла в спорт, мы говорили: «Оля, ты понимаешь, что это твоя работа?» И как любая работа, требует самостоятельности. Олю мы пустили в свободное плавание, чтобы она была самостоятельная. Я поездила на тренировки месяца 4-5. Мало поездила. А зачем? Ей 10 лет, она взрослая, маршрутка под домом останавливается. Саблю в руки и пошла. После школы: «Мам, я устала...» Какое устала?! Не может быть «устала». Ты должна.

Меня так воспитывали, что нет слова «не хочу». Так и Оля: как это не хочу? Надо!

Только сейчас, когда она уже взрослая, приезжает после соревнований, кинула вещи: «Мам, я потом постираю, сейчас не хочу». Ну иди. Она спит буквально сутки, потом побежала куда-то, потом приходит: «О, мама не выдержала, начала стирать». Какие-то можно «не хочу». Потому что мне ее жалко.

ольга харлан

Ольга Харлан: Для спортсмена важно, когда его ставят в пример

Ольга, что вам казалось самым сложным в детстве, связанное с занятиями фехтованием? Учеба, усталость, или то, что не оставалось времени на друзей?

— Я помню, что когда пошла в спортивную школу, там было тяжеловато: две тренировки в день, и между этим школа... Я просыпалась в семь утра, а возвращалась домой в восемь вечера. И меня хватало только на уроки. Даже не помню, чтобы с восьмого по одиннадцатый класс я выходила во двор гулять. Вот это было сложновато. Но у меня были каникулы. Yа каникулах мы уезжали на соревнования. Для меня соревнования были как отдых, небольшое приключение. Я их ждала, в дневнике писала, где они будут проходить. И все равно я поддерживаю отношения со всеми своими друзьями. С двумя подругами, например, мы дружим уже 20 лет. С шести лет дружим, и до сих пор поддерживаем связь. Они понимают мой образ жизни, понимают, что я непростой человек, я не могу сидеть дома, но они всегда ждут меня.

Какие способы мотивации самые действенные, если родители хотят вырастить чемпиона? Нужно ли постоянно хвалить и поддерживать? Или наоборот, строгость и дисциплина?

— Естесственно, когда я сделала хорошую работу, мне хочется, чтобы меня похвалили, и тогда я буду делать ее еще лучше. Для спортсмена важно, когда его ставят в пример.

А мотивация — это «надо», это цель, к которой нужно идти, ради которой нужно тратить свое время, свои силы, здоровье. И ты знаешь, что если будет медаль, то ты недаром проделала весь этот путь.