Школьная физ-ра VS фитнес-тренировки: что делать, чтобы ребенок полюбил спорт

Автор

Инструктор детского фитнеса и преподаватель «Академии фитнеса-Украина» Оксана Сасюк рассказала UaUa.info, почему дети и подростки так не любят школьные уроки физкультуры, и как обеспечить детям активность и физическое развитие более интересными способами.

Дети и подростки должны активно двигаться. Это критически важно и для гармоничного роста и развития, и для умственной деятельности. Не зря Министерство образования включило в школьное расписание целых три часа физкультуры в неделю. Но с этими уроками что-то пошло не так.

Школьники предпочитают физ-ру прогулять, или просто просидеть на лавочке, вооружившись формальным предлогом и запиской от родителей. При этом, непрестижной считаются только школьные уроки. В спортивные секции или на тренировки по фитнесу в спортклуб дети ходят с удовольствием.

Мы расспросили тренера по детскому фитнесу, что она знает и умеет такого, чего не знают школьные физруки.

Основная проблема школьной физкультуры — монотонность и скука. Из урока в урок одна и та же схема: «Раз, два, три, четыре, на месте стой!», «В шеренгу по одному построиться!». От детей требуют выполнения нормативов, достижения результатов, но никто не пытается их мотивировать, и не спрашивает: хочешь ты это делать, не хочешь.

На фитнес-тренировке все намного разнообразнее. Здесь над ребенком не висит угроза плохих оценок. Поэтому заставить его что-то делать просто невозможно, нет рычагов для этого.

Он будет заниматься только если у него достаточно мотивации. Поэтому каждый инструктор строит занятие так, чтобы было интересно и весело. Тут можно брать элементы отовсюду: и аэробика, и хореография, и боевые искусства.

Для маленьких детей лого-аэробика, лого-ритмика – это когда мы шагаем и в ритм шага произносим стихи, песни, кричалки. Или звероаэробика – когда мы имитируем движения животных, и с помощью этого тоже развиваем двигательные навыки.

Свобода и отсутствие обязательной программы — одновременно и плюс, и минус детского фитнеса.

В школе есть четкий план занятий. Одна возрастная группа вместе двигается от первого до одиннадцатого класса, и навыки наслаиваются постепенно, один на другой. Эта группа более-менее регулярно и в полном составе посещает уроки, поэтому легко спланировать прогресс.

В фитнесе нет стабильных групп и стабильного посещения, поэтому выстроить план, подходящий для всех, бывает сложно.

Впрочем, это не так уж и нужно, мы же не ставим перед собой цели воспитать профессиональных спортсменов и чемпионов. Наша цель — дать детям достаточно физической активности и сделать ее разнообразной и интересной.

Увы, не все родители понимают, насколько важна для детей физическая активность. Многие считают, что важнее дополнительно развивать ребенка интеллектуально. И ведут ребенка на английский, на логику, на IT-кружки различные. А для активности, мол, и школьной физкультуры достаточно.

И никто не следит, какую нагрузку получает детский позвоночник, когда ребенок сидит большую часть дня. Как при этом страдает его осанка.

Младшие школьники не должны сидеть полные 40 минут — это нарушение всего.

Им нужна смена деятельности: 10 минут посидели, 2-3 минуты встали подвигались. Такой режим делает нагрузку приемлемой и равномерно ее распределяет. Поэтому, даже если делаете ставку на интеллектуальное развитие, спорт обязательно должен идти параллельно.

В прошлом году были большие скандалы с пробой Руфье, когда ребенка, в принципе здорового, после пробы Руфье перемещали в ослабленную группу по физкультуре.

Для школьной системы это перестраховка. Смертельные случаи на физкультуре бывали, о них знают все и никто не хочет брать на себя ответственность.

Главная сложность с пробой Руфье — это то, что она считается еще по советским нормам, и опирается на частоту пульса взрослого. У детей эта частота другая. Поэтому так много здоровых детей после этого теста получают направление в ослабленную группу.

Комаровский, например, предлагает другую, более достоверную таблицу результатов для пробы Руфье. Я проверяла ее данные на собственных детях, которых в поликлинике тоже собирались отправить в дополнительную группу, не смотря то, что они у меня крепкие и спортивные.

По идее, дети из дополнительной группы должны заниматься по специальной программе. Но школьная система не такая мобильная, и мало что может предложить взамен.

В результате, вместо подходящей активности, дети просто сидят на лавочке с телефонами, еще больше ослабляя свой организм.

Поэтому, если у Министерства образования не получается разработать дополнительную программу по физкультуре, то нужно хотя бы пересмотреть взгляд на пробу Руфье.

Детский фитнес — отличное решение для детей, которым, по каким-либо причинам не хватает физической активности. том числе, если есть направление в ослабленную группу, а группы, как таковой, нет.

Во многих клубах есть детские программы для разных возрастных групп. Перед тем, как записать ребенка в группу, познакомьтесь с тренером, обязательно покажите ему справку и расскажите о мед. предписаниях, чтобы он мог подстроить свою программу под потребности конкретного ребенка.

В хороших фитнес-клубах всегда работает врач, который осматривает ребенка и дает рекомендации инструктору, что делать.

Собственно, тренеры и сами могут протестировать ребенка, и определить: в каком коридоре у него должен быть пульс, как у него с утомляемостью, как он воспринимает ту или иную нагрузку, как восстанавливается.

И все, можно заниматься и не бояться. Это будет даже лучше, чем школьная обязаловка.

Отлично, если на первом занятии присутствуют родители. Они должны посмотреть, как ему – нравится, не нравится. Потому что психологически ребенок должен быть в позитиве. Отрицательная эмоция всегда убирает эффективность занятия до нуля.

Если не пошло — поискать другое направление: с уклоном в танцы, в боевые искусства, в гимнастику и т.д.

Старшие школьники стремятся уже к каким-то идеалам, пытаются формировать свое тело и уже смотрят в сторону тренажерного зала.

Все медицинские рекомендации сходятся в том, что формировать мускулатуру можно не раньше, чем с 14-15 лет. До этого мы работаем на укрепление осанки, выработку силовых качеств, выносливости. А к 15 годам можно уже включать в работу большие веса. Но очень осторожно и под строгим контролем тренера.

Я встречала ситуации, когда подростки сами приходили в зал, и им продавали абонемент. Я категорически против этого. Работать можно только с тренером или с родителями, если они имеют опыт работы и понимают, что и зачем делают.

Если говорить о подростках, то тренажерный зал, все-таки, больше подходит парням. Там они будут чувствовать себе увереннее. А девочки-подростки эмоционально более пластичны, более ритмичны. Им лучше выбрать групповые занятия – аэробика, силовые классы, интервальные тренировки, тай-бо, и тд.

Иногда на тренировки приходят полненькие такие, маленькие девочки — очень подвижные, активные, очень позитивные. У них иногда даже больше энергии и выносливости, чем у детей с обычной комплекцией.

Полным детям тяжело двигаться, только когда эта полнота перерастает в какое-то заболевание. А до этого все можно корректировать. У детей бывают периоды, когда они набирают вес, ходят кругленькие такие, а потом — хоп — и вытягиваются.

Полный ребенок может просто находиться в этом первом периоде. При этом он вполне здоров, и тренировки ему нужны лишь для укрепления и всестороннего развития.

Если же с весом уже связан какой-то комплекс, тренер должен суметь подбодрить ребенка, найти способ, чтобы он не смотрел на себя как на шарик. Подмечать движения, которые удаются лучше всего: «Смотри, как это у тебя классно получается!» и включать их в тренировку первыми, чтобы дать чувство уверенности, а потом присоединять более сложные.

Младшие школьники еще не обращают внимание на вес других детей. Но лет в 10 уже начинаются моменты бодишейминга. Над ребенком могут смеяться: «Ты толстый». И сам он начинает стесняться своей комплекции, когда все скачут легонькие, а он такой упитанный.

Но это больше проблема школьных коллективов. Потому что там детям скучно, и они находят в этом выход для своей энергии. У учителя меньше возможностей занять детей настолько интересно, чтобы на насмешки у них не оставалось энергии.

Так что, если ребенок не умеет за себя постоять, школа не помогает ему в этом.

Фитнес-тренировка проходит более насыщено, виды активности быстро меняются, и дети не успевают заскучать. Они постоянно включены в процесс, в игру, и чья-то фигура просто не попадает в круг их внимания. Плюс мы ищем такие виды активности, чтобы дети чувствовали себя командой и понимали ценность каждого участника. В эстафете, например, у нас всегда у нас побеждает дружба. Чтобы дети ни в коем случае, не сказали: «А ты! Мы из-за тебя проиграли

Иногда девочка зацикливается на своей фигуре, начинает истязать себя диетами, и это может даже перерасти в подростковую анорексию.

Родители могут предлагать в качестве альтернативы занятия в спортзале. Но в ситуации с болезненным стремлением к худобе на первом плане должна быть работа психолога. А спорт — как сопутствующая линия.

Фитнес, безусловно, укрепит тело подростка и его нервную систему. Во время тренировок образуются устойчивые нервные связи. Они помогают достичь нужного эффекта не с помощью отказа от пищи, а правильной физической нагрузкой. Но, перед тем как прийти в спортзал, девочка должна прекратить голодать.

Пока в организм не поступают самые элементарные питательные вещества, она изнурена и обессилена. Ей неоткуда взять силы на выполнение упражнений. И тренировка в таком состоянии — это упавшее давление, сердцебиение, слабость.

Работать нужно в связке с родителями и с психологом, тогда будет эффективный результат. Фитнес-тренер, в своей мере тоже психолог. Но в этой ситуации нужен более узкий специалист.

Наталья Ковтун

©

uaua.info