Реформа школьного образования: с какого года дети будут учиться 12 лет

Автор
Реформа школьного образования: с какого года дети будут учиться 12 лет

Переход на 12-летний учебный план, который анонсировали в Министерстве образования и науки Украины прошлым летом, отложили до 2018 года. Это связано с тем, что до сих пор не был принят новый закон об образовании. Первоначально планируется реформировать начальную и старшую школы, пишет Deutsche Welle.

В Министерстве образования и науки Украины прошлым летом обещали изменения уже с 2017-го – переход на 12-летнее обучение и разделение на начальную, среднюю и старшую школы. Теперь уже говорят, что это произойдет не ранее, чем в 2018-м году. Эксперты объясняют это тем, что законотворческий процесс затянулся, поскольку его участники пытаются найти компромисс, который бы удовлетворил и учителей, и руководителей высших учебных заведений 1-2 уровня аккредитации, которые затронет реформа старшей школы.

Начальная школа

Дискуссии ведутся на всех уровнях – от начальной школы до старшей. Например, идея сделать обучение в начальной школе не столько с помощью предметов, как через рассмотрение тем и игр, вызвала сопротивление у учителей искусства – они даже зарегистрировали на сайте президента петицию с требованием не отменять уроки музыки и рисования. Эти дисциплины отсутствуют в проекте концепции реформы начальной школы.

«Сегодняшняя начальная школа очень часто напоминает скорее гимназию: дети за партами сидят лицом к доске, атмосфера осталась авторитарной. Нам бы хотелось, чтобы это было интегрированное обучение, которое бы стимулировало развитие детей, развитие интересов», – пояснил в беседе с DW заместитель министра. Он противник оценивания детей в первых классах и считает, что предметы в этот период не нужны, поскольку важнее, «чтобы воображение о мире сформировалась через игру, деятельность», – говорит Хобзей.

Учителя искусства видят в таком подходе угрозу. «Дети не будут на украинском языке или математике рисовать красками, все сведется к заштриховыванию фигур в тетрадях, вместо того, чтобы погрузиться в искусство, – предостерегает учительница изобразительного искусства Наталья Прокопова, – А музыку заменят физкульт-минуткой. Мы потеряем культуру в начальные звене. К ним должен прийти художник с мольбертом, музыкант, играющий на фортепиано».

Реформа, которую готовит МОН, не отменяет искусство, а только интегрирует его с другими предметами, уверяет заместитель министра образования Павел Хобзей.

Как разгрузить школьников

Немало дискуссий идет и вокруг реформирования средней и старшей школы. Одна из главных – разгрузить школьников.

«Мы настолько перегрузили программу, мы ничего не вынули, только добавляли, и в результате очень многие вещи имеют репродуктивный характер, настроенный на запоминание. А это не то, что нужно сегодня образованному человеку», – рассказывает Ирина Чернилевская, директор гимназии в Киеве.

Новый закон должен уменьшить количество предметов, дисциплины укрупнят, чтобы не дублировать информацию. Кроме того, больше автономии должны дать учителю, объясняют эксперты, работавшие над законом. «Учебные программы приблизят к европейским образцам, когда есть ожидаемые результаты, нет почасово расписанного расписания, что и когда учитель должен преподавать», – рассказывает эксперт аналитического центра CEDOS Ирина Когут.

Старшая школа

Старшая школа – это звено, где ожидается больше всего изменений. Здесь планируют сделать четкую и реальную специализацию, а не намек на нее, как было в 2000-х, рассказывает Когут.

«Тогда в каждой школе якобы должно было быть профильное образование, но в основном это был общий профиль, или только два, то есть фактически без выбора. Теперь планируется отделить старшую школу, очень часто пространственно, где-то в отдельные учреждения», – объясняет Ирина Когут.

Предлагается, чтобы после окончания 9 класса дети сдавали внешнее независимое оценивание и, в зависимости от пожеланий и результатов ЗНО, имели возможность поступить в старшие профильные школы по двум направлениям - общеобразовательным или профессиональным. Общеобразовательное – это фактически подготовка к университету в многопрофильном академическом лицее. Профессиональное – обучение в профлицеях и колледжах, где дети получали бы рабочую профессиональную квалификацию или квалификацию младших специалистов.

Когда ждать изменений

Если парламент примет закон об образовании весной, в МОН обещают, что уже с 2018 года заработает реформа начальной и старшей школ. Реформу средней школы обещают запустить до 2020 года.