Почему тревожному ребенку сложнее учиться в школе

Автор

Ваш ребенок бледнеет и запинается при ответе у доски? Грызет ручку, и может расплакаться перед контрольной? А когда вы помогаете ребенку с домашним заданием, он постоянно переспрашивает вас, правильно ли сделал, и не может продолжить выполнять задание, пока не получит одобрения?

Все это – симптомы повышенной тревожности у ребенка. Не оставляйте их без внимания, ведь они сигнализируют о том, что ребенку нужна ваша помощь, а во многих случаях и помощь психолога.

ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ

Тревожность – это склонность к излишнему волнению, к восприятию жизненных ситуаций как потенциально опасных или трудных, даже если особых поводов для этого нет. Тревога отличается от страха: у страха всегда есть объект (например, можно бояться темноты, крови, плохих оценок), а тревога беспредметна – это ощущение беспокойства, не связанное с конкретной опасностью.

Высокая тревожность приводит к тому, что ребенок хуже справляется с заданиями, делает больше ошибок, работает медленнее.

Повышенный уровень тревожности дезорганизует, все психические ресурсы уходят на тревогу, ребенок хуже справляется с заданиями, делает больше ошибок, работает медленнее.

КАК ВЫГЛЯДИТ ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК

Повышенная школьная тревожность выражается в:

  • волнении;
  • повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе;
  • в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителя и сверстников;
  • ребенок постоянно чувствует собственную неполноценность.

Особенную тревогу у такого ребенка вызывает проверка знаний (контрольная работа, диктанты и т.д.).

Признаки тревожности у ребенка: постоянно крутит что-то в руках, теребит одежду, волосы, потирает руки, крутит пальцы, сосет пальцы, ручку, волосы, грызет ручки и карандаши. Они могут иметь временный характер, если ребенок оказывается в новой ситуации или переживает стресс. Например, многие первоклассники грызут ручки в период адаптации к школе. В большинстве случаев через некоторые время эти признаки проходят. Если же они сохраняются долгое время, это может говорить о высокой тревожности ребенка.

Тревожность связана с мышечным напряжением, поэтому тревожный ребенок:

  • часто напряжен, скован, не может расслабиться;
  • или, напротив, повышенно суетлив, у него может быть сбивчивая, неровная речь, он может вздрагивать при неожиданных звуках или обращении;
  • ребенок легко краснеет, бледнеет или потеет в трудных для него ситуациях;
  • теряется, когда к нему обращаются внезапно, постоянно исправляет ответ, часто извиняется, перепроверяет уже сделанное4
  • следит за реакцией учителя, все время ищет подтверждения правильности своих действий и одобрения;
  • задает много уточняющих вопросов, часто переспрашивает учителя, проверяя, верно ли он его понял.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У РЕБЕНКА

Эмоциональная обстановка в семье. Конфликты между родителями или общая повышенная родительская тревожность также способствует развитию тревожности у ребенка. У тревожной мамы всегда будет тревожный ребенок.

Дисбаланс семейного воспитания. От авторитарного воспитания до эмоционального отвержения. Неполная семья сама по себе не способствует повышению тревожности: ключевую роль играет то, как именно родители ведут себя по отношению к ребенку.

Ожидания родителей и требования, которые они предъявляют к ребенку. Тревожности могут способствовать излишне жесткая реакция родителей на детские неудачи: физические наказания, эмоциональный шантаж («Когда я узнала, что ты получил тройку, у меня заболело сердце»), излишне суровые последствия («За четверку – никакого телевизора на месяц!»).

Чувствительный ребенок. Высокой тревожностью часто обладают ранимые, эмоциональные, чувствительные дети. Они будут болезненно реагировать даже на те комментарии и ситуации, которые на эмоционально устойчивого ребенка не произведут никакого впечатления.

Школа. Если учитель ругал или высмеивал ребенка за то, что у него что-то не получилось, у него может надолго сохраниться страх перед общением с учителем или ответом у доски. Также ребенок может испытывать тревогу, если стал свидетелем того, как учитель отреагировал на неудачу или плохое поведение другого ученика.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ

Позитивная реакция. Ни в коем случае не следует ругать ребенка за проявления тревожности, подшучивать над ним или вообще как-то комментировать. Лучше в тактичной форме обращать внимание на то, что у него получается справиться со своим состоянием.

Изменить воспитательную стратегию. Возможно, вам потребуется помощь психолога. Многие тревожные родители не отслеживают связь между собственным волнением и состоянием ребенка. Понаблюдайте за своим поведением: возможно, вы сами паникуете перед предстоящей контрольной.

Разыгрывайте школьные сцены дома. Тревожному ребенку важно научиться справляться со своим состоянием. Если есть конкретные ситуации, которые беспокоят его, например ответы у доски или контрольные работы, разыгрывайте дома эти ситуации: «Давай сыграем, как будто у нас контрольная работа». Некоторым очень нравится примерять на себя роль учителя.

Релакс. Психологи, работающие с тревожными детьми, обычно советуют учить их расслабляться. Научите ребенка делать релаксационные упражнения и дыхательную гимнастику.

Источник: 5psy.ru