Педагогический подход Селестена Френе: 3 правила школьного образования

Автор
Педагогический подход Селестена Френе: 3 правила школьного образования

Многих родителей не устраивает процесс обучения в школе, и они предпочитают домашнее образование. Но школы бывают разные и методы преподавания – тоже.

Французский педагог Селестен Френе прославился своими революционными методами обучения в школе. После Первой Мировой в мире начали появляться новые педагогические идеи. В Италии Мария Монтессори открыла детские сады и рассказывала о воспитании детей, в Англии Александр Нилл обучал детей в школе Саммерхилл. А у себя на новаторские педагогические идеи продвигал Френе.

Селестен Френе

Селестен Френе

КАК ПРОХОДИЛИ УРОКИ С СЕЛЕСТЕНОМ ФРЕНЕ

Стандартные уроки с заучиванием и четким выполнением заданий были неприемлемы для Селестена Френе. На его занятиях дети не проходили теорию по учебникам – они искали ответы на вопросы практическим путем. Так, на уроках математики школьники взвешивали предметы, измеряли расстояния от одного здания к другому. С таким подходом даже гуманитарий полюбит математику. Домашним заданием по урокам истории было расспросить у бабушек и дедушек, как они жили 50 лет назад. На естествознании – смотрели, как замерзает вода, рассказывали о своих домашних животных. На уроках чтения школьники придумывали стихи и сказки, ставили спектакли, читали свои любимые книги. А грамотность Френе развивал с помощью школьной газеты. Ученики писали о своих впечатлениях от летних каникул, о прогулках – обо всем, что им интересно. Детские тексты набирались вручную на типографском станке, печатались в школьной газете, которую потом раздавали родственникам и друзьям.

Как и в правилах воспитания Корнея Чуковского, в педагогике Селестена Френе делается акцент на интерес и любознательность. В школе отсутствовали жесткие правила, но Френе умел преподать уроки так, что дети не отставали от школьной программы.

Педагогический подход Селестена Френе 3 правила школьного образования

3 ПРАВИЛА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ СЕЛЕСТЕНА ФРЕНЕ

Самовыражение. Для Френе детство было полноценным жизненным этапом, а не подготовкой к жизни. Ученики не следовали каким-то общим правилам, а выстраивали свои нормы. Самовыражению способствовала и система оценок – точнее их отсутствие. Достижения школьников обозначались не цифрами в дневнике, а, к примеру, публикацией в школьной газете, где размещались только лучшие тексты.

Развитие мышления. На уроках дети не боялись ошибиться. Френе считал, что нет ошибок – есть разный опыт познания. Каждая ошибка – это еще один шаг к знаниям. Занятия проходили без домашних заданий и в форме диалога – школьники задавали вопросы, выдвигали гипотезы, сами искали ответы.

Самостоятельное планирование. Ученики сами планировали свой учебный процесс на неделю, месяц, а учитель только организовывал его. Дети также придумывали средства для обучения и оценивания – например, задачи для уроков математики школьники могли написать сами.

У нас сложно представить школьное образование по системе Френе. Особенно это касается средней и старшей школы. Но родители могут повлиять на отношение ученика к школе. Если ребенку не нравится предмет, преподнесите его под другим углом, найдите точки соприкосновения, то, что ученику будет интересно. Если не нравится математическая задачка – придумайте свою. Всегда поощряйте любознательность школьника и развивайте его интерес.