Пофантазируем! Как развивается воображение у детей
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Появление воображения – одна из особенностей развития детей дошкольного возраста. Это не просто придуманные мысли и фантазии ни о чем – это очень важная защитная функция психики ребенка. С помощью воображения он компенсирует негативные эмоции и ситуации и защищает себя. Поэтому не удивляйтесь, если кроха начал рисовать Бабу-Ягу или других сказочных персонажей с негативным образом.
Воображение у детей начинает развиваться примерно с трех лет. С этого возраста у крохи появляются два вида воображения – аффективное и познавательное. Первое помогает ребенку справляться со страхами, переживаниями и защищать свое «Я», а второе – выстраивать картину мира.
ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У РЕБЕНКА
Первый этап развития воображения начинается примерно в 2,5-3 года. С этого возраста ребенок выделяет свое «я» из общей картины мира. Также у малыша активно развивается речь и наглядно-действенное мышление. Кстати, особое значение для воображения имеет именно речь. Чем более обширен словарный запас ребенка, тем лучше развивается фантазия. Это связано с тем, что малыш уже может описать предмет или ситуацию не только эмоционально, но и словами. Так, у глухих деток воображение довольно скудное.
Развитие воображения у ребенка в этом возрасте осуществляется в игре с игрушками – кроха повторяет уже знакомые ему действия (кормит, укладывает спать). А аффективное воображение проявляется в проигрывании страхов и переживаний.
Трехлетние малыши, которые уже умеют рисовать, проявляют свои способности и на бумаге. Но пока у малыша отсутствует важная составляющая воображения – план реализации идеи. В этом возрасте у деток присутствует только образ идеи. Поэтому сначала малыш рисует что-то, а уже потом придумывает этому описание. Если вы предложите ребенку составить план и по нему действовать, он вряд ли сможет и захочет рисовать дальше.
С трех лет малыш может переживать свои страхи через игры. Если вы заметили, что ребенок боится чего-то, с помощью игры помогите ему преодолеть страх. Сильные эмоциональные переживания можно выплеснуть и в рисунке или лепке. Не тревожитесь, если ребенок рисует страшных животных. Так он прорабатывает свои страхи.
ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Второй этап развития воображения у деток начинается в 4-5 лет. В этом возрасте малыш знакомится с общепринятыми нормами поведения, правилами. Это укрепляет его «я», он ведет себя более осознанно.
Устойчивые страхи у ребенка дошкольного возраста сходят на нет. Но ребенок все так же проигрывает серьезные переживания и травмы. Так, если малышу довелось пережить операцию, он может проигрывать эту ситуацию со своими игрушками: делать им уколы, снимать швы.
Ребенок больше играет в ролевые игры, рисует, лепит. В этом всем он воспроизводит уже известные ему образцы поведения. Но происходит и некий «апгрейд». Так как у малыша уже более развита речь, он уже начинает планировать. Теперь его рисунки более осознанные. Он рисует их пошагово. «Сейчас я нарисую квадрат», – говорит кроха и делает задуманное. «А сейчас – дом», – продолжает. Это ступенчатое планирование. Оно же помогает детками придумывать сказки, «нанизывая» события одно на другое.
ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
В 6-7 лет начинается третий этап развития воображения. Ребенок уже не только знает правила поведения, но и может сам придумывать цепочки действий в соответствии с ними. Свои переживания дети уже выражают более многогранно, например, разными моделями поведения в одной и той же игре. Если у малыша случается постоянный сильный конфликт с реальностью, он замещает ее воображением.
Детки уже не просто перерабатывают свои впечатления, выплескивая их в играх и творчестве, но и ищут приемы для их выражения. Теперь дети могут полноценно фантазировать – и образ идеи создать и продумать план ее реализации. Сначала малыш продумывает план действий, а потом пошагово его реализует и даже корректирует по ходу выполнения. В этом возрасте он точно сможет ответить на вопрос, что он собирается рисовать.
Воображение для ребенка служит не только способом выражения себя, но и методом пережить свои внутренние конфликты. Оно очень важно для психического развития ребенка, так как на нем строится мышление малыша.
По материалам psyera.ru