Дисграфия и дислексия: как выявить и как бороться
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Начался новый учебный год, а с ним, помимо радости от встречи с друзьями, малыша могут ждать проблемы. Как это ни грустно, но число школьников, испытывающих трудности с обучением, растет с каждым годом. По данным из разных источников от 10 до 20% всех участников сталкиваются со сложностями в детском саду или школе, не смотря на вполне нормальный уровень интеллекта и отсутствие нарушений со стороны зрения и слуха.
У вашего ребенка плохо получается овладеть словом и письмом? Не торопитесь вешать на него ярлыки, возможно вопрос тут не только в желании и умении, речь может идти о гораздо более серьезных проблемах – малыш физически не в состоянии овладеть необходимыми навыками наравне со всеми. Сегодня мы хотим рассказать вам о дислексии и дисграфии.
Дислексия – вид специфического нарушения обучения. Выражается в неспособности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Имеет неврологическую природу: у людей, страдающих дислексией определённые зоны мозга функционально менее активны, а также существуют изменения в структуре мозговой ткани.
Дисграфия – неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. При дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова.
Распознаем проблему
Детки с проблемами дислексии или дисграфии, как правило, ничем не отличаются от обычных ребятишек, наравне с другими они общительны, любознательны, интересуются новым и заводят друзей.
В дошкольном возрасте выявить недуг полностью нельзя, однако заметить предрасположенность – вполне реально. Дислексия и дисграфия приобретаются в раннем возрасте и часто встречаются в сочетании. Возникают они на фоне нарушения устной речи, проблем с памятью и вниманием. Еще одна зона риска – двуязычные семьи и детки-левши.
Задача родителей: если еще в дошкольном возрасте вы заметили у ребенка задержку или общее недоразвитие речи, обязательно обсудите этот вопрос со специалистом. Не игнорируйте логопедические занятия. Дислексию и дисграфию нельзя перерасти, а раннее коррекционное обучение позволит минимизировать дефект. Без коррекции ребенок будет все больше отставать от своих сверстников, а трудности будут возникать во всех сферах обучения.
Сложности возникают чаще всего в начальных классах школы, когда дети познают процесс написания букв алфавита.
Ребенок-дисграфик абсолютно искренне не замечает, что он пишет лишнюю палочку в букве «М» или регулярно забывает хвостик у буквы «Ц». А похожие по начертанию «Т» и «Г» или «А» и «Л», вообще могут казаться ему одинаковыми.
Из-за нарушения внимания и памяти малыш медленно и с большими трудностями усваивает достаточно простой учебный материал.
В зависимости от обстановки в коллективе и профессионализма учителя такой ребенок может стать объектом для детских насмешек, а преподаватель попросту готов махнуть на него рукой. Плохие оценки, неудачи в обучении и ощущение, что у него ничего не получается, ухудшает психологическое состояние школьника: у него страдает самооценка, формируются комплексы и полностью пропадает интерес к учебе.
Психолог Наталья Компаниец рассказывает: «Подобные нарушения достаточно сильно травмируют детскую психику. Не позволяйте себе или учителю стыдить сына или дочь за безграмотность, учите правильно реагировать на критику окружающих детей, вселяйте в ребенка веру в собственные силы».
Диагностируем признаки нарушения
Если у вашего маленького школьника возникают проблемы на уроках чтения или письма, это совсем не означает, что он страдает дислексией или дисграфией.
Поступив в школу, многие детки делают ошибки, и это нормально, ведь они только вступают на пут знаний. Ваш ребенок может медленно и с трудом читать, не очень хорошо запоминать, а его тетрадь по письму может быть весьма далека от идеала каллиграфии.
Родителям важно понимать существенную разницу между первоклассником, который испытывает трудности и ребенком, страдающим дислексией или дисграфией.
Состоит она в том, что ошибки обычного второклассника скорее механические, или же он допускает их от невнимательности. Также его ошибки могут видоизменяться, например, пропустив букву в определенном слове один раз, в следующий раз ребенок вряд ли пропустит именно ее.
Ошибки ребенка с дислексией и дисграфией – постоянные, регулярные, стабильные и одинаковые. Например, сколько бы вы не говорили, что слово «корова» пишется через все буквы «о», ребенок будет всегда писать его как «карова».
Здоровый ребенок с помощью родителей и педагогов гарантированно улучшит свои результаты, а малыши дислектик или дисграфик посредством освоения обычной школьной программы сделать этого не смогут. Они прилагают большие усилия, стараясь как можно лучше выполнять учебные задания, но часто результаты не соответствуют количеству затраченного времени.
Детский психолог Алла Гуртавцова рассказывает: «Чтобы не пропустить у своего ребенка дислексию или дисграфию родителям важно обращать внимание на некоторые признаки. Если у малыша возникают сложности в освоении алфавита, он медленно читает, не знает, какая буква соответствует какому звуку, может читать только знакомые слова, у него низкий словарный запас, и он часто неправильно употребляет слова в речи, на это нельзя закрывать глаза! Стоит обязательно обратиться за помощью к психологу или логопеду».
Больше информации о заболеваниях вы можете найти тут.
Какие еще признаки должны вызвать обеспокоенность мамы и папы?
Признаки дислексии:
- Ребенок, читая, воспринимает слова изолированно, не связывает их с другими словами в предложении.
- Употребляет слова неточно, не знает значения многих обычных слов.
- Неправильно согласовывает род, число и падеж в словосочетаниях, например, говорит «красивый песня» или «девочка сказал».
Признаки дисграфии:
- Нарушено звукопроизношение, ребенок пишет так, как произносит.
- Не использует заглавные буквы.
- Пишет буквы отзеркалено или переворачивает их вверх тормашками.
- С трудом запоминает грамматические правила, не применяет их на практике.
- Пропускает, переставляет местами или вставляет лишние слоги и буквы в словах.
- Искажает структуру слова, заменяет гласные буквы на согласные.
- Слитно пишет и произносит многие слова либо делит их неправильно.
- Не использует смягчения согласных.
- Пропускает слова в предложении.
- Не умеет определять границы предложения в тексте, многие предложении пишет слитно.
Обнаружили 3-4 признака у ребенка? Время отправляться к специалисту – логопеду или психологу.
Наша мама-форумчанка Tedra рассказывает: «Чтобы понять, есть ли у ребенка проблемы с дислексией и дисграфией самое простое – обследоваться у школьного или садиковского логопеда, он должен в этих проблемах хорошо ориентироваться. Обычно в районах на три-четыре школы один логопед. Второй вариант - логопед районной поликлиники, третий вариант - поискать объявления логопедов в интернете. Лучше всего, конечно, найти хорошего специалиста, который занимался с детьми знакомых и хорошо себя зарекомендовал».
Помимо профессиональной помощи от специалиста, родителям также не стоит сидеть, сложа руки. Чем они смогут помочь? Например, вместе изо дня в день осваивать понятие времен года, дней недели, собрать конструктор из деталей. Чтобы ребенок лучше освоил понятие «геометрические фигуры» ищите с ним похожие предметы в комнате и на улице. Обогащайте словарный запас ребенка, терпеливо, раз за разом, объясняйте значение слов, учите употреблять их правильно, играйте в развивающие игры.
Помните, что детки-дислексики и дисграфики часто обладают неординарными способностями и могут достичь грандиозных успехов, например, в музыке, актерском мастерстве или живописи. Не зря среди известных дислектиков такие личности как Леонардо да Винчи, Владимир Маяковский, Том Круз, Кира Найтли, Киану Ривз, Мерилин Монро, Квентин Тарантино, Лив Тайлер, Энтони Хопкинс, Стив Джобс, Дастин Хоффман, Шер, Дэниел Рэдклифф, Голдберг, Федор Бондарчук, Стивен Спилберг, Томас Эдисон, Нельсон Рокфеллер, Генри Форд, Агата Кристи, шведский король Карл XXVI и принцесса Виктория.
Уверены, если вы вовремя поможете своему малышу, он тоже обязательно добьется головокружительных успехов, которыми будет радовать своих любимых родителей!