Развитие речи ребенка: с чего начать?

Автор
Развитие речи ребенка: с чего начать?

Речевой аппарат ребенка формируется еще в утробе матери. Поэтому, когда малыш появляется на свет, его речь нужно постоянно развивать. Ведь первые годы жизни - это период интенсивного развития речи. Но как же заниматься с малышом, когда он еще такой маленький?

Первое, что хотелось бы отметить, это то что отставание в развитии речи в раннем возрасте может иметь неблагоприятные последствия в дошкольные и даже школьные годы, потому что с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка.

Также необходимо помнить, что речь - это не природный дар. Ребенок перенимает ее у взрослых. Очень рано, буквально с первых недель жизни, младенца привлекает голос матери и других близких. Разговаривая с малышом, взрослые формируют у него слуховое сосредоточение, умение прислушаться к звукам.

Если вы будете обращаться к малышу эмоциаонально и выразительно, то уже к 4-5-му месяцам жизни малыш будет по разному реагировать на интонации: на приветливый тон отвечать радостью, а сердитый тон может вызвать у него плач.

Уже к 6-7-му месяцам у ребенка развивается способность понимать некоторые слова и выражения, произносимые взрослыми. Но для этого необходимо чаще с ним разговаривать. Если вы совершаете, какое либо действие в присутствии ребенка, то обязательно

рассказывайте ему все что вы делаете, называйте все предметы, которые его окружают.После нескольких таких «уроков» ребенок научится поворачивать голову и находить взором то, о чем говорит взрослый.

Одним из способов развития у ребенка понимания речи является использование любого повода для разговоров с ним. Даже когда вы одеваете малыша, обязательно сопровождайте словами свои действия. Например, при фразе "сейчас оденем штанишки, давай мне свои ножки", нужно взять ножки малыша, тогда малыш будет со временем знать где у него ножки.

Конечно, смысл речи еще неясен ребенку, но он вслушивается в ласковый голос матери и улыбается ей. Если такие приемы повторяются несколько раз в течение дня, он постепенно запоминает, что от него требуется, и в ответ на предложение протягивает ручки или ножки.

Постепенно малыш запоминает членов семьи и при вопросе "где мама?" будет взглядом искать любимую мамочку.

Смысл слова становится малышу понятным благодаря тому, что оно сопровождается жестом, действием, подчеркивается тоном, мимикой. Постоянные разговоры с ребенком служат средством накопления у него пассивного словаря, т. е. понимания речи.

Читай также: Что говорит (говорил) Ваш ребенок в возрасте 1.3-1.5?

Чем чаще обращаются взрослые к ребенку со словами ласки и внимания, с разговорами о близких и знакомых предметах, тем быстрее развивается понимание речи.

Развитие речи ребенка: с чего начать? - изображение №2

Также одним из способов раннего развития детской речи являются потешки. Например, всем известная:

- Ладушки, ладушки!

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели.

Ладушки запели.

Произнося эту потешку, взрослый хлопает ручками ребенка в ритм стихотворения. При словах «домой полетели» поднимает руки малыша вверх. Через какое-то время при постоянном повторении малыш начинает делать ладушки самостоятельно: в такт стихотворению сам прихлопывает в ладоши, движениями рук сопровождает содержание потешки.

Малыш, играя, вслушивается в речь взрослого, учится действовать по словесному сигналу, испытывая при этом удовольствие. Таким образом, забава становится для него делом серьезным, своеобразной школой понимания речи.

Если с малышом заниматься с рождения, то к концу первого года жизни, малыш быстро начинает осмысливать новые слова, понимать указания, связанные с его перемещением в пространстве: «Подойди ко мне», «Постой!», «Положи здесь».

К концу года ребенок должен понимать уже довольно много слов: названия окружающих предметов, игрушек, имена близких взрослых и детей, названия действий, выполнять простые просьбы: найти указанное лицо или предмет, помахать ручкой, взять игрушку, дать, показать и т. п.

Надеемся у вас все получится и ваш малыш начнет говорить вовремя и без ошибок.