Читаем без ошибок
- Автор
- Дата публикации
Ярош Татьяна Александровна
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительные, речедвигательные и слуховые органы. Чтение – это один из видов письменной речи, оно формируется на базе хорошо развитой устной речи.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Потом каждая буква соотносится со звуком, формируется звуковой (произносительный) образ слова. И наконец звуковой образ связывается со значением этого слова. Так происходит понимание читаемого.
Для того, чтобы каждая буква была успешно усвоена ребенком необходимы такие условия:
- Ребенок должен различать все звуки речи, не смешивать их между собой. В противном случае одна и та же буква может соотносится с разными звуками. Усвоение буквы происходит медленно, за ней не устанавливается определенного звука.
- Ребенок должен хорошо усвоить оптический (зрительный) образ буквы. Различие многих букв заключается в разном положении одних и тех же элементов (ь, р) или в разном количестве их (ц, щ). Поэтому очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты пространственные представления (право - лево, верх - низ).
- У ребенка должна быть хорошая зрительная память, чтобы запомнить начертание буквы.
Осознание смысла слова происходит лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух.
Нарушение процесса чтения называется – «дислексия». Дислексия чаще встречается у мальчиков. Причина появления дислексии различны:
- Внутриутробное кислородное голодание ребенка.
- Инфекционные заболевания беременной.
- Неблагоприятные факторы во время родов: затяжные или стремительные роды, обвитие пуповиной, родовая травма.
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
- Замены и смещение звуков при чтении.
- Побуквенное чтение – нарушение слияния букв в слоги и слова.
- Искажение структуры слова – пропуски, перестановки, добавление букв.
- Нарушение понимания прочитанного.
У детей с дислексиями часто наблюдается недоразвитие моторики, что сказывается на формировании пространственных представлений. Дети-дислексики испытывают трудности в определении правого и левого, верха и низа. Неточно определяют форму и величину предмета.
Чаще встречаются дислексии у детей с доминирующей левой («левши»). У детей-дислексиков часто встречаются нарушение устной речи, задержка речевого развития.
Слуховое восприятие при дислексии неустойчиво, это затрудняет овладение звуковым образом слова. Двуязычие в семье и школе также может стать фактором, вызывающим дислексию.
Различные виды дислексий можно объединить в такие группы:
- фонематическая дислексия возникает при недоразвитии слухового восприятия речевых звуков (фонем)
- оптическая дислексия отмечается при неустойчивости зрительно-пространственных представлений
- моторная дислексия возникает при затруднениях в движении глаз во время чтения. Отмечаются прерывность, скачкообразность движений глаз, изменение направленности.
Пути преодоления дислексии
-
Для устранения фонематической дислексии необходимо развивать звукобуквенный анализ слова, тo есть определять количество и порядок звуков в слове. Для этого сначала ребенка учат определять, есть ли заданный звук в слове. Потом предлагают назвать первый звук в заданных словах: рак, рама, радио, работа, и т. д. После этого нужно научить ребенка называть звук в конце слова: лес, нос, квас, погас, компас.
Более сложным является задание определить, где находится заданный звук: в начале, в конце или в середине слова. Например, где находится звук – л – в словах: лапа, мыла, бал, палка, стол, ложка, молоко, гол, и т. д.
Последний этап – это последовательное называние звуков в слове: рак – р а к, каша – к а ш а, ручка – р у ч к а.
-
При оптической дислексии наблюдаются трудности в усвоении зрительного образа буквы (путаются похожие по начертанию буквы). В связи с этим работа проводится в таких направлениях:
- развитие зрительного восприятия.
- развитие зрительной памяти.
- формирование пространственных представлений (верх - вниз, право – лево, под - над).
Ребенку можно предложить задание: положить ручку справа от тетради, карандаш положить слева от книги и т. д. Написать заданные буквы справа или слева от вертикальной линии.
Для развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:
- запомнить 4-5 картинок, потом назвать их по памяти.
- запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, затем выбрать их среди других (8-10).
- разложить 3-4 картинки в нужном порядке после того, как их перемешал взрослый.
- разложить по памяти буквы, цифры или фигуры так, как они лежали до перемешивания.
- Игра «Чего не стало?» На столе 5-6 игрушек, ребенок запоминает их. Потом взрослый прячет 1 игрушку.
-
Дифференциации зрительных образов букв.
Необходимо сформировать четкий зрительный образ каждой буквы.
- Найти заданную букву среди графически сходных букв.
- Определить буквы, находящиеся в неправильном положении среди обычных букв.
- Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
- Дописать недостающие элементы буквы.
- Назвать буквы, наложенные друг на друга.
- Показать правильную букву в паре, где одна буква написана верно, а вторая зеркально к ней.
- Сконструировать буквы из спичек.
- Вылепить буквы из пластилина.
- Соотнести букву с каким-нибудь предметом: О – обруч, Ж – жук, П – перекладина, Н – лестница.
- Выучить стишки о буквах:
«А» - как лесенка стоит,
перед входом в алфавит.
Буква «Б» с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Эти несложные упражнения помогут ребенку избежать трудностей при чтении.