Не мешайте ребенку воспитывать себя

Не мешайте ребенку воспитывать себя

Вы следите за всеми новинками в сфере развития ребенка, испробовали массу развивающих методик, но знаете ли вы, как правильно общаться с ребенком? Психолог и педагог Лев Выготский считал, что общение со взрослым лучше всего развивает ребенка.

При это важно, чтобы общение не было вынужденным, сам взрослый должен быть заинтересован в общении и поощрять развитие речи ребенка.

Речь трансформирмирует детское мышление, помогает решать различные задачи и образовывать понятия. Сама речь также изменяется:

  • в раннем возрасте ребенок употребляет слова с эмоциональным значением;
  • в младшем возрасте в речи ребенка появляются слова конкретного значения;
  • в старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия.

Таким образом, речь изменяет психические функции детей.

ПУСТЬ РЕБЕНОК ВОСПИТЫВАЕТ СЕБЯ САМ

Удивлены? Психолог и педагог Лев Выготский считал, что вместо того, чтобы учить ребенка приспосабливаться к окружающей среде, нужно формировать личность, которая будет выходить за рамки этой среды. Ребенок должен всегда смотреть вперед. При этом нет никакой необходимости в воспитании извне, поскольку ребенок способен самовоспитываться.

Основа воспитания, по Выготскому – личная деятельность ребенка. Функция родителей в процессе воспитания – сугубо организаторская. Они должны наблюдать и, при необходимости, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка.

принципы воспитания по выготскому

Depositphotos

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Никакие методики раннего развития не будут работать, если не учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Так, если дать ребенку 1,5 лет собирать пазл, то он быстро бросит это занятие, поскольку у него просто не будет ничего получаться. Тот же пазл ребенку 12 лет будет скучен, ведь задание слишком легкое.

Поэтому для того, чтобы занятия действительно развивали, нужно предлагать ребенку такие упражнения, задания или игры, которые немного превышают имеющийся уровень возможностей.

Это расстояние между уровнем актуального и возможного развития ребенка Выготский называет зоной ближайшего развития. При этом уровень актуального развития — это уровень развития ребенка в данный момент, то есть то, какие задания он может выполнять самостоятельно. Для выполнения зданий из зоны ближайшего развития ребенку потребуется помощь взрослого.

Также Выготский отмечает, что обучение – не то же самое, что развитие: обучение идет вслед за развитием, в не наоборот. Более того, обучение может стать тормозом, если опираться только на то, что ребенок умеет, и не учитывается уровень его возможного развития.

Как сделать обучение развивающим? Для этого нужно ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта.

У каждого ребенка своя величина зоны ближайшего развития, и зависит она от:

  • потребностей ребенка;
  • возможностей ребенка;
  • готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.

По материалам //pedsovet.su/, //vihra.ru/

Depositphotos