Эмпатия - один из важнейших этапов развития личности ребенка

Автор
Эмпатия  - один из важнейших этапов развития личности ребенка

Термин «эмпатия» обычно используют психологи и психотерапевты. Мы же заменяем его синонимом – «сопереживание». Это – удивительная способность человека проникаться чувствами другого живого существа, с неизбежным желанием помочь, поучаствовать в его судьбе.

Способность сопереживать – естественное качество ребенка, но без должного развития оно может притупиться и даже совсем исчезнуть. Современный мир пестрит лозунгами: «любя себя», «создай себя», «уверенно иди к успеху»! Но многие коучи и тренеры, пропагандирующие данные ценности, забывают, что для того, чтобы быть по-настоящему успешным в среде человеческого общения, необходимо этих самых людей любить и понимать! Развитая способность сочувствовать является профессионально важным качеством для людей, чья работа непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и многие другие). Так же эмпатия очень важна для полноценного проживания человеком всех чувств и эмоций в повседневной жизни, ведь без сопереживания трудно себе представить полноценную любовь, например, или дружбу.

Зачем эмпатия нужна нашим детям?

На первый взгляд, умение сопереживать кажется, скорее, слабостью, и современный родитель рассуждает так: «Зачем моему ребенку сочувствовать другим? Он будет отдавать, а об него будут вытирать ноги! Он будет слаб и не сможет участвовать в гонке за выживание»… Но это только на первый взгляд так кажется. На самом деле, эмпатия позволяет ребенку справиться и такими распространенными сейчас негативными чертами, как: робость, замкнутость, несобранность, агрессия… И даже помогает добыть лидерство в своем коллективе! Только, конечно, без применения традиционного способа – силы. Ведь человека, сопереживающего другим, умеющего вовремя пожалеть, подставить дружеское плечо, уважают абсолютно в любом коллективе. И детский – не исключение! Но важно не путать эмпатию с робостью или желанием подстроиться под других. Необходимо пояснять ребенку причины поведения разных людей, их мотивы. Особенно, когда дело касается таких эмоций, как злость или обида: «этот мальчик злится, потому, что не может получить желаемое, на самом деле, он очень сильно переживает, потому что ему страшно! Ведь он привык все получать дома, а теперь ему не разрешают, и он растерян»… Важно сделать акцент на тех эмоциях, которые позволят ребенку пожалеть мальчика, проявить к нему сочувствие, а не ответную агрессию. И, по возможности, выразить это при помощи слов.

эмпатия

Игры на развитие эмпатии

Развить эмпатию ребенку могут помочь беседы с родителями о нуждающихся людях, животных, слабых и обездоленных, необеспеченных слоях населения (беседы, конечно, желательно подкреплять конкретными действиями, направленными на помощь), а так же различные сюжетно – ролевые игры. Вот примеры некоторых из них:

Игра «Оживший холодильник»

Цель: понимание внутреннего мира, развитие творческих способностей и воображения.

Содержание: называется любая вещь и наделяется чувствами, поведением, деланиями.

Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника и разыгрывает свои действия в квартире, устанавливает отношения с членами семьи. Чего может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов, чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженного и пошел в парк, чтобы раздать их детям…

Игра «Именины»

Цель: развитие понимания чувств другого, развитие выразительности жестов, мимики, движений.

Роли: именинник и дарители (ребенок может играть с родителями, меняться местами). Содержание: дарителю необходимо с помощью жестов, мимики и движений показать, кому и что дариться и с каким чувством. Ребенок, получивший подарок, выражает благодарность. Дети встают в круг. Выбирается именинник. Он встает в центр. Остальные дети объявляются дарителями. Именинник придумывает себе роль какого-нибудь известного героя (например, Золушки) и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы, так и реальные: хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек, конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т.п. Дети старшего дошкольного возраста предлагают в качестве подарка нравственные качества: нежность, заботу, дружбу.

Игра «Поводыри»

Цель: развивать внимание друг к другу, развитие чувства безопасности к другим людям.

Роли: слепые и поводыри. Содержание: играющие разбиваются на пары. Один с открытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести слепого через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья или другие люди). У «слепого» завязаны глаза. «Поводырь» должен провести его так, чтобы он не упал и не ушибся. «Поводырь» сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличиваются. После прохождения маршрута, участники меняются ролями.

После игры на развитие эмпатии очень важно обсудить, что чувствовали все участники, в особенности, дети, поделиться своими впечатлениями. Будьте внимательны друг к другу!

Автор: арт-терапевт Наталья Грабовская

Твори добро: что такое хорошо и что такое плохо?

5 способов стать счастливее