Помоги мне сделать это самому – главный принцип методики Марии Монтессори

Автор
Помоги мне сделать это самому – главный принцип методики Марии Монтессори

Методика раннего развития, разработанная итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори более века тому, и сегодня не теряет популярности. Многие мамы, которые не имеют возможности определить ребенка в детский сад, работающий по методике Монтессори, хотят применять ее дома самостоятельно.

Занятия по системе Монтессори основываются на принципе свободы и невмешательства. Основной принцип – помоги мне сделать самому. Взрослый в системе Монтессори выступает в роли помощника, а не всезнающего педагога. Он также должен быть готов учиться у ребенка.

ОРГАНИЗУЙТЕ ПРОСТРАНСТВО

Для того, чтобы заниматься с ребенком по системе Монтессори дома, нужно правильно обустроить дом.

Мебель по росту. Ребенок не должен чувствовать себя лилипутом, для этого позаботьтесь о детской мебели. Материалы, из которых она сделана, должны быть натуральными.

Место работы. Организуй ребенку место работы и игры на полу. Это может быть специальный детский коврик, который легко моется или чистится.

Доступный быт. Полочки, крючки, все, где могут находиться детские вещи должны быть в пределе доступности ребенка. Он должен иметь возможность самостоятельно доставать до полотенца, мыла, зубной щетка и пасты.

Средства для уборки. Чтобы поощрять желание ребенка помочь, а также для формирования и развития навыков самообслуживания, обеспечьте ребенка собственными «орудиями» труда: тряпочками, веником, совком. Намусорил? Сразу сможет сам убрать.

Главное правило: если взрослые уважают и поощряют усилия ребенка, он будет расти самостоятельным и способным проявлять инициативу. Поэтому позволяйте малышу делать самому что-либо, даже если потом придется переделывать.

методика марии монтессори

Depositphotos

ОПРЕДЕЛИТЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Если ребенок заинтересовался каким-то материалом и обратился за помощью к маме, но она не смогла уделить ему внимание, его интерес может сойти на нет. Поэтому старайтесь помочь ребенку, особенно совсем маленькому, как только он об этом попросит. Выделяйте хотя бы по часу ежедневно на занятия с ребенком. Старайтесь проводить их в одно и то же время – это дисциплинирует и вас, и малыша.

ПОДГОТОВЬТЕ МАТЕРИАЛЫ

Если у вас нет возможности приобрести специальные обучающие материалы, сделайте их самостоятельно. Достаточно будет подготовить базовый комплект пособий.

ПРАВИЛА МОНТЕССОРИ

  1. Приучайте ребенка к порядку – кладите вещи на место.
  2. Учите относиться бережно к учебным материалам, они не должны быть разбросаны по комнате, как игрушки. Вы берте их перед занятием, а после окончания урока кладете на место.
  3. Проявляйте терпение. Не торопите ребенка, он учится в том темпе, который ему доступен.
  4. Дайте возможность ребенку самостоятельно выбирать материалы для работы.
  5. Объясняйте ребенку, что сперва нужно закончить одно занятие, а потом переключаться на другое.

ЗАПОВЕДИ МАРИИ МОНТЕССОРИ

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
  3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
  4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
  5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.
  6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
  7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
  8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
  9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
  11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
  12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
  16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.
  17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
  18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.