Как выбрать центр раннего развития: советы для инциативных мам
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Светлана Ларина, колумнист UAUA.info, рассказывает как выбрать развивающие занятия для ребенка и что нужно учитывать при этом.
С появлением в семье малыша молодая мама погружается во множество забот. Сколько всего надо сделать! Покормить, уложить спать, поиграть, помыть, спеленать, распеленать, переодеть. А еще самой успеть перекусить и хоть полчасика вздремнуть.
Постепенно эти хлопоты становятся привычными, сон налаживается, режим дня ребенка устанавливается, и мама может задуматься о будущем малыша. И это будущее, безусловно, вырисовывается в радужных тонах: в кроватке сладко посапывает бизнесмен, известный врач, гениальный математик, прекрасная балерина….
Превратить кричащий комочек в изящную фею или доблестного рыцаря помогают центры раннего развития. По крайней мере, они это обещают. Даже названия центров звучат величественно и заманчиво: «Гений», «Супермалыш» или «Маленький академик». И мамы внимательно выбирают кружки для своих детишек, узнают мнения и собирают отзывы.
Я сама, качая коляску с двухмесячной малюткой, рассматривала афишу районного центра развития. «Так, что у них есть? Хореография, английский, журналистика, банковское дело. И все это с двух лет, а то и раньше! С чего бы начать?» — и загорелась желанием записать ребенка прямо сейчас в очередь на хореографию. Время-то летит незаметно, всего два года осталось!
Придя домой, немного успокоилась и решила спокойно взвесить за и против.
НУЖНЫ ЛИ ЦЕНТРЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ИЛИ ЭТО ТОЛЬКО МОДА?
Если спросить совета у бабушек, ответ будет однозначный: такие центры – выманивание денег у наивных мам.
Аргумент: ведь как-то раньше росли люди, и очень много выдающихся личностей появилось.
Если спросить у опытной мамы, ответ будет диаметрально противоположный: центры раннего развития – находка! И ребенку хорошо, и маме отрада.
Аргумент: у знакомых сын с двух лет ходит на английский, и сейчас лучший ученик класса.
Если поразмышлять логично, вывод будет таким: центры нужны в первую очередь молодой маме, уставшей от быта, желающей общаться и «выходить в люди».
Аргумент: если маме хорошо, то и ребенку хорошо.
Действительно, ребенку младше трех лет общение со сверстниками пока еще не нужно, и никакая социализация не требуется. Петь песни и рисовать малыш будет с радостью с мамой. Кроме мамы ему вообще никто не нужен.
Но современные женщины в декрете часто не уделяют все свое время ребенку: кто-то подрабатывает, кто-то продолжает учебу в ВУЗе, кто-то готовит обед на большую семью. И кроха вынужден выпрашивать кусочки внимания у мамы всеми возможными способами. А уставшая от нытья мама ведет чадо в центр раннего развития. Там целый час они строят башенки и играют с куклами. И всем хорошо!
Вести ли малыша в центр решает сама мама. Если ей скучно дома, если фантазия иссякла, а непоседа требует новых развлечений – идите и не сомневайтесь. Если же вы и сами (или с помощью интернета) можете придумывать интересные занятия для крохи, вам это доставляет удовольствие – не тратьте деньги, занимайтесь и играйте дома.
С КАКОГО ВОЗРАСТА ПОСЕЩАТЬ ЦЕНТР?
Одна моя знакомая рассказала: «Я хожу с ребенком на английский с трех месяцев, и считаю, что мы поздно начали. В нашей группе есть мамочки, которые начали ходить на английский для детей еще беременными! Вот у них вырастут гении!».
Хотя возникает волне обоснованное подозрение, что выбранный центр явно жульничает и обещает невозможное.
Начинать обучение иностранному языку нужно с полуторалетнего возраста, не раньше – это должны быть только совместные занятия. Малыша нельзя оставлять одного в незнакомом месте, кроме стресса ничего он не получит. Занятие должны проходить только в форме игры (петь, рисовать, танцевать, делать зарядку и т.д.). Никаких парт и стульев!
На ковре рядом с мамой так уютно и интересно! Хорошо, если в классе есть батут или фитнес-мяч. И помните, что занятие должно быть разбито на части. Например, 15 минут попрыгать, 20 минут что-то полепить, еще 15 послушать пальчиковую сказку. Если же детей пытаются заставить перебирать рис от гречки, мотивируя это «развитием мелкой моторики», то центр не очень профессионально подошел к выбору преподавателей.
В идеале начинать посещать центры рекомендуется с трех-четырех лет. И детям интересно общаться со сверстниками, и к маме уже не так привязаны.
КАК ЖЕ СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В РАЗНООБРАЗИИ ЦЕНТРОВ?
1. Дорога
Это очень важный критерий выбора. Даже самый модный и современный центр, находящийся в другом конце города, не принесет пользы. Время, проведенное в дороге, может так утомить малютку, что он не сможет воспринимать новую информацию, а будет хныкать и капризничать. Лучше поискать что-то поближе к дому. Максимум, который может выдержать ребенок в пути – 20 минут.
2. «Золотые горы»
Здраво оцените обещания, которые дает центр. Как ни крути, ребенок в три года не может музицировать, как Бетховен. И свободно разговаривать на трех языках тоже.
Насторожено отнеситесь и к утверждению, что в выбранном центре малыш быстро научится читать. Дело в том, что ребенок сначала должен научиться говорить, а потом читать. Обратная последовательность плохо сказывается на его развитии. Кроха научится «изъясняться кубиками», и желание разговаривать пропадет.
3. Совместные занятия
Некоторые центры раннего развития просят родителей выйти из игровой комнаты, и занятия проводятся за закрытыми дверьми. Это неправильно, родители должны иметь возможность присутствовать в комнате, а в идеале сами принимать участие.
4. Ремонт и внешний вид преподавателей
Да-да, это очень важно! Аккуратный ремонт и опрятные воспитатели – лицо центра. Не стесняйтесь и попросите показать все комнаты, загляните даже в туалет.
А можно быть хитрой мамой, сходить на несколько занятий, увидеть-узнать-понять их систему, и потом заниматься с ребенком самой. И дешевле, и новые идеи появятся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбирая для своего ребенка Центр раннего развития, убедитесь, что там работают действительно профессионалы, любящие детей. И конечно, важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в таком заведении. Только в таком случае занятия пойдут на пользу.