Колонка редактора: запреты провоцируют ребенка сделать то же самое, только умнее

Автор

Одни родители пытаются привить детям дисциплину, другие — свободу личности. И те, и другие отстаивая свои идеи, в качестве аргументов используют лишь собственные убеждения.

Детям же наплевать на это противостояние. Они живут так, как им удобно, приспосабливаясь к любым воспитательным программам, и даже полностью игнорируя их. Каждый ребенок — это маленький бунтарь, тайный или явный.

Редактор UaUa.info делится наблюдениями, насколько эффективны строгие запреты в отношениях с детьми, и как выставлять ребенку границы, не используя запретов.

Детям нельзя ничего запрещать. Вот одна из самых противоречивых истин, которую я усвоила, родив ребенка.

То есть, можно, конечно. Но сработает запрет, только если ребенку и самому не больно-то хотелось. Нет — так нет. Но запретите ему что-то, чем он действительно загорелся, он найдет, как этот запрет обойти, и взять свое, рано или поздно.

Обычно поздно, потому что подготовка и конспирация требуют времени.

Но тогда это еще более шокирующее: вы тут почиваете на лаврах, гордитесь педагогическим успехом, а вам — хоп — сюрприз.

Конечно, вы скажете, что у вас с ребенком все совсем не так, что послушные, понимающие с первого раза дети существуют в природе. И я вам отвечу: конечно, существуют.

Вот я, например, была образцом послушного ребенка. Никаких хлопот, сплошная ответственность. Но даже я быстро сообразила: любое «нельзя» (дерибанить мамину косметичку, брать хрусталь из серванта, чтобы попить компота, читать книги со «взрослыми» эпизодами», etc) — это не значит не делать этого вообще. Это значит, сделать, но только умнее, чтобы мама не узнала. И профессионально замести следы. Челлендж, такой.

Я была послушным ребенком, это важно. Потому что нормальные дети нарушали бы запреты другого порядка, типа шифера в костер или самопалов из карбида. А мой ребенок именно из «нормальных». Потому я с категоричными запретами крайне осторожна.

Ну и не только потому.

Большинство запретов, даже оправданные и разумные, так или иначе, лишают человека жизненного опыта.

Этот человек не научится балансировать на высоте, если ему запрещать влезать на самую высокую лестницу на площадке. И не научится обращаться с горячими предметами, если запрещать подходить к чайнику с кипятком. И он все равно обожжется, но не тогда, когда вы ему запрещали, а когда, наконец, разрешите.

Запрет в чистом виде создает пустоту. А любая система стремится пустоту заполнить. Я примерно представляю себе, чем может заполнять всякие пустоты активная и изобретательная система в возрасте девяти лет. И во избежание стараюсь сразу же заполнить ее сама. Вместо: «Планшет на сегодня все», сразу предлагаю варианты. «Планшет — все. Теперь можно закончить ту настольную игру, которую ты начал рисовать вчера. Или пойдем попаркурим на площадке?»

Это не значит, конечно, что он с радостью бросает планшет и бежит обувать кеды, или достает вчерашние заготовки. Побурчит, конечно. Но такой досады и негатива, как от голого запрета не будет. Альтернатива – сила!

И уж тем более бессмысленно устанавливать запреты там, где их невозможно проконтролировать. Если мама на работе, а ребенок дома на каникулах, и планшет — это все, чего он хочет, то какой смысл в запрете?

Названивать с вопросами «Ты же не сидишь в планшете, правда?» — это собственноручно заставлять ребенка врать.

И не надо про честность и дисциплину. Если вы хоть раз обещали себе не есть сладостей после шести, вы знаете, как эти слова работают, когда соблазны вокруг.

При всем при этом я абсолютно не сторонник вседозволенности. Границы должны быть. И тем более, они должны быть там, где есть угроза жизни и безопасности.

Но границы — это никогда не запреты в чистом виде. Это всегда обсуждения. А когда можно — еще и демонстрация.

«Я, конечно, понимаю, что тебе хочется этого. Но давай прикинем, что из этого получится. Тебе понравятся такие результаты? А они будут именно такими, потому-то и потому-то. Давай-ка подумаем, чем можно заменить то, что ты хочешь, чтобы избежать всего этого».

Даже если ребенок еще в довербальном возрасте, и его за ручку приходится оттаскивать от дороги, его не молча нужно тащить, и не с проклятиями, а проговаривая про «вот машинки, едут быстро, ударят больно».

В комплекте с запретом всегда нужно давать альтернативу. Если чего-то одного нельзя, обязательно что-то другое должно быть можно. А еще лучше, если того, что можно, — несколько вариантов.

Для всех остальных случаев есть отличный принцип: если безобразие нельзя предотвратить, его нужно возглавить.

Хочешь сидеть на подоконнике — ок, но только когда я рядом. Хочешь прыгать с высоты — годится, но только когда ты с родителями, чтобы тебя подстраховали. Хочешь планшет — ок, только игры выбирай такие, чтобы мозгу было полезно. А иногда можно и вместе поиграть.

Очень познавательно, скажу вам, бывает следовать за ребенком в его идеях и желаниях. И это однозначно веселее, чем запрещать. Попробуйте!