Колонка редактора: три вещи, которым научили моего сына собственные деньги
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Редактор UaUa.info Наталья Ковтун рассказывает, как ее девятилетний сын учится распоряжаться личным бюджетом, и к чему может подтолкнуть ребенка наличие собственных карманных денег.
В каком возрасте ребенку нужно давать карманные деньги, и в какой сумме? Стоит ли контролировать расходы, или пустить их на самотек? Давать деньги просто так, или за что-то? В каждой семье эти вопросы решаются по-разному.
Наталья решила дать сыну полную свободу внутри его финансовых рамок. Ведь, когда все уроки пройдены и ошибки сделаны на маленьких суммах — это совсем не плохой вариант.
Полтора года назад мой сын получил свою первую настоящую банковскую карту. Мы, в общем-то, давно собирались, но побеждал скепсис: «Зачем? Он же еще маленький». А потом вдохновились опытом мамы-психолога, собрались, и сделали.
До этого ведь как все было: возжелав новую игрушку, сын просил — долго ли, коротко ли, — и получал. Иногда сразу, иногда — после полугода мечтательных намеков, аргументов и письма Деду Морозу.
Периодически мы заводили беседы на экономические темы с перекладыванием условных купюр из кучки в кучку. Обсуждали, что такое бюджет семьи, как мы его распределяем. И что будет, если купюры из «важных» кучек потратить на вот этот жизненно необходимый лего-набор.
Сын соглашался, подсказывал статьи расходов, чтобы с кучками не ошибиться. Но деньги все равно для него были чем-то, что материализуется в банкомате. Если кому надо — идет и берет, сколько хочется, лишь бы карточка была.
Получив собственную карту, ребенок начал догадываться, что «что-то в этой сказочке не так».
Собственно, карта для того и нужна была, чтобы Саша понял про деньги на примере собственного настоящего бюджета, а не на мамы-с-папиной зарплате, и не на игрушечных деньгах из «Монополии».
Мы договорились, что перечисляем на его карту по 100 грн. в неделю, но покупка игрушек и прочих «хочушек» полностью ложится на его плечи.
В глазах девятилетнего парня собственный бюджет имеет огромные плюсы:
- это круто (чего стоила только фантастическая клиенториентированность менеджера при оформлении карты для ребенка);
- это настоящие собственные деньги, которые поступают регулярно;
- их не надо просить, а можно потратить прямо сейчас и на что угодно.
Минус один и большой: этот бюджет ограничен. Им можно распоряжаться как угодно, но только в рамках определенной суммы. Это порой невыносимо (надо же, кто бы мог подумать!)
Так сознание собственной крутости в первые же недели пререросло во фрустрацию. Карта — вот она. Деньги — вот они. Но купить то, что хочется, «в один клик» — не получается. Приходится ждать, пока накопится нужная сумма.
Пока Саша ждал, он заметил еще одну странную вещь. Если покупка откладывается, к моменту, пока соберется нужная сумма, цель может несколько раз поменяться. Иногда даже не получается вспомнить, чего ты так горячо хотел два месяца назад.
А может и не поменяться. И тогда ты чувствуешь себя очень круто, когда за собственные деньги покупаешь новый планшет, взамен разбитого.
Трудно ребенку копить деньги. Но еще труднее маме удержаться от поучений, когда за 200-300 грн. до большой цели половину накопленного ребенок спускает на мелочи в каком-нибудь игрушечном отделе.
Приходится постоянно напоминать себе, что спустить все на ерунду — это тоже опыт. Понять, что это откатывает тебя от цели — тоже важно.
И потом, кто я такая, чтобы упрекать ребенка за транжирство? Я, живое воплощение анекдота про то, что решил копить на кругосветное путешествие, но сорвался и накупил пирожков.
И last but not least. Я ждала этого, гадала, как это будет. И вот, это случилось.
Сын понял, что маленький гарантированный доход — это хорошо, но далеко на нем не уедешь. Когда в честь Дня рождения ему перечислили сумму, равную его доходу за 2-3 месяца, он ощутил, что может быть и иначе. И первым делом попросил увеличить его еженедельное содержание.
Мы сошлись на том, что обеспечиваем ему прежнюю сумму, а все, что нужно сверх нее, он может заработать.
Уроки и помощь по дому мы не оплачиваем принципиально. С учетом этого, остается не так много способов заработать ребенку самостоятельно. Но они есть.
Например, вот: 17 способов, как заработать подростку. И вот: 10 идей для подростков, как заработать на поделках своими руками.
Идеи для заработка у сына возникают параллельно с новыми «хочушками». Наблюдать за этим творческим поиском очень интересно, и даже поучительно.
Его мысль движется вне шаблонов, которые большинству взрослых навязывает их профессия и опыт. Поэтому идеи порой возникают очень необычные. Пока все они были малопригодны для монетизации. Но тем интереснее ждать ту, которая все-таки «выстрелит».