Колонка редактора: Почему я никогда не буду «приучать» своего ребенка к чтению

Автор
Колонка редактора: Почему я никогда не буду «приучать» своего ребенка к чтению

Редкие родители сегодня могут похвастаться, что их ребенок искренне любит читать. Большинство с грустью констатируют, что современные школьники книгам предпочитают смартфон и телевизор. А советы психологов, как приучить ребенка к чтению, неизменно популярны в мамской среде.

У редактора UaUa.info Натальи Ковтун, мамы 9-летнего Саши, альтернативный взгляд на детское чтение. Ребенок не хочет читать — и не надо. Найдется, чем занять его кроме книг.

Колонка редактора: Почему я никогда не буду «приучать» своего ребенка к чтению - изображение №1

Мой девятилетний сын не читает книг. Вообще.

Имеет запойно читающих маму и папу, но сам по доброй воле не прочтет ни строчки сверх школьной программы.

Мне говорят: как же так? Ведь чтение — это развитие всего: речи, интеллекта, воображения! Вот вам стотыщ статей о том, как приучить (мотивировать, заставить, нужное подчеркнуть).

Спасибо, отвечаю, но не нужно.

Все, что эти статьи советуют, мы давно применяем. Телевизора в доме нет, книги есть. Родители читают. Совместное чтение перед сном — вообще фетиш и инструмент для обоюдных манипуляций: «Если в 10 ты еще не в кровати, я не читаю». «Если ты мне не почитаешь, я не буду спать».

Сын любит истории в книгах. А буквы в книгах — нет.

Он родился и вырос в эпоху компьютерного интерактива. Заставлять его полюбить черные буквы на белом листе – это, примерно, как загонять назад в океан того динозавра, который первым отрастил себе легкие и вышел жить на сушу. Загонять и бубнеть, что все предки дышали, как положено, жабрами. А у него, видите ли, легкие, ему, видите ли, на воздух.

Если ребенку из поколения Z читать не интересно, я не вижу причины принуждать его. Все, что должны развивать книги, он подпитывает из других источников, гораздо более разнообразных.

Возьмите те же компьютерные игры: тут вам и интеллект, и воображение, и творческий подход. (Компьютер? Как же так! Вот вам стотыщ статей, как отвлечь, запретить, отучить)

Давайте честно. Вы в детстве не мечтали о книжке, чтобы картинки в ней не мертво на листе лежали, а двигались, как в мультике? И показывали бы все, что на странице написано?

А еще лучше — чтобы сидишь ты, читаешь. А потом захотел — хоп — и ты в книге, в самой истории. Как герой в кино. И не просто делаешь, что там для тебя автор придумал, а сам решаешь, как поступать. Кому помогать, с кем бороться. Кого спасти, чтобы там, где все заканчивалось плохо, теперь закончилось хорошо.

Наши дети получили все это просто так, по праву рождения в цифровую эпоху. Их не удовлетворяют буквы на бумаге — их истории и сказки живут в совершенно других пространствах и масштабах. Они вольны сами выбирать себе роли и поведение. Они не потребители истории, а соавторы.

А мы пытаемся отобрать у них это право и вернуть к буквам на листе. Почему?

Потому что эти буквы написал кто-то, кого мы считаем умным и важным? Потому что мы сами когда-то читали эти буквы, и нам нравилось?

Или потому, что развитие интеллекта у нас ассоциируется с тягостной необходимостью, а никак не с развлечениями?

Возможно, мой ребенок перерастет свое отрицание книг, и поймет вкус чтения. А возможно и нет. Я не вижу в этом проблемы.

Зато вижу, что аудио-визуальную информацию он воспринимает не в пример легче текста. И что видео от ВВС дает ему больше, чем учебник природоведения. И что в своем Майнкрафте он усвоил больше английских слов, чем на уроках в школе.

Сюда же добавим прокачанное пространственное мышление и способность к логическим построениям, на которых держится Майнкрафт. И умение удерживать в голове подробные картины, и способность оперировать сложными процессами.

В голове — потому что планшет по расписанию, а планы на игру в голове крутятся нон-стоп. Приходится визуализировать и просчитывать действия чисто умозрительно.

Виртуальная реальность — это то, в чем мой ребенок уже круче меня. Еще несколько лет, и в некоторых вещах он безнадежно меня обгонит. Ваши дети обгонят вас тоже, независимо от того, сколько книг мы с вами прочли.

Незачем держать их за хвост и не пускать к новому, только потому, что они умеют больше, чем умели в их возрасте мы.

Поэтому я позволяю иногда подольше посидеть в игре, когда очень надо что-то срочно достроить. И сдерживаю себя, когда хочется упрекнуть: «Лучше бы полезным чем-то занялся».

И заставлять читать не буду по этой же причине. Книги — отличная штука. Но для этих детей, похоже, давно уже не первоочередная, и не самая полезная.