Джон Джоргенсон: «Детские лагеря за последние 20 лет изменились даже больше, чем сами дети»

Автор
Джон Джоргенсон: «Детские лагеря за последние 20 лет изменились даже больше, чем сами дети»

детские лагеря, каникулы, куда отправить ребенка на каникулы

О том, как изменились детские лагеря, чем отличаются детские лагеря в разных странах и зачем они в принципе нужны, UAUA.info рассказал Джон Джоргенсон (John Jorgenson), президент международного содружества лагерей ICF (International Camping Fellowship).

Джон Джоргенсон приедет в Киев для участия в международной конференции PRO CAMP, где выступит в качестве спикера. Темой конференции станет организация детского лагеря или образовательного проекта, используя инновационные подходы.

Расскажите, пожалуйста, как изменились детские лагеря в мире за последние 10–20 лет? Стали ли другими их цели, отношение к детям?

Да, детские лагеря изменились даже больше, чем сами дети. На протяжении первых ста лет своего существования лагерное движение было интуитивным. Казалось правильным просто давать детям возможность отдохнуть от напряженной повседневной (главным образом городской) жизни. Позитивные эмоции, которые ребята получали во время пребывания в летнем лагере, говорили о видимой правильности такого подхода.

Наибольшим изменением за последнее время стало то, что воспитатели начинают лучше понимать, чем лагерь может быть ценен и как он может влиять на развитие детей. Исследования показывают, что пребывание в детских лагерях и другая неформальная образовательная деятельность обеспечивают детей необходимыми жизненными навыками.

Во многих смыслах эти навыки даже более ценны, чем традиционные школьные дисциплины, такие как математика, естественные науки или языки. Эти навыки совершенствуют социальные и эмоциональные составляющие развития ребенка, делая его более подготовленным как к самостоятельной, так и к коллективной деятельности.

Чем отличаются лагеря в разных государствах? Существуют ли национальные особенности у детских лагерей разных стран?

Практика организованных детских лагерей берет свои истоки в США, когда после Гражданской войны детей, переживших связанные с войной тяготы, собирали вместе для отдыха у моря. Американская модель детских лагерей была заимствована другими странами, которые привнесли в нее свои культурные особенности, иногда очень различные.

лагерь, детский лагерь, куда отправить ребенка на каникулы

Советская модель лагерей для детей своими корнями уходит к началу международного скаутского движения, которое само выглядело по-разному в разных государствах. В Австралии детские лагеря привязаны к системе образования больше, чем где бы то ни было. В одних странах для них используют специально отведенные территории и сооружения, в других — лагеря создаются на общедоступных участках природы.

Каким должен быть идеальный детский лагерь? Кто может работать воспитателем в таком лагере: опытные педагоги или старшеклассники/студенты, которые раньше ездили отдыхать в него?

Идеальный лагерь — тот, в котором ребенок — главный приоритет. Лагеря могут иметь различные цели, но нет ничего важнее развития детей. Существует множество способов достижения этой цели, которые настолько же разные, как и сами ребята, приезжающие в лагеря.

Сотрудниками детского лагеря совсем не обязательно должны быть именно студенты, или учителя, или выпускники лагеря.

Задействованы могут быть все вышеперечисленные одновременно. Главное — они должны любить свою работу. Воспитатели обязаны быть готовыми к тому, чтобы считать ребенка главным приоритетом, не противоречить при этом основным целям лагеря.

Большинство людей можно обучить нелегким навыкам работы в лагере, но если они не любят детей и не заботятся об их развитии, то лагерь обречен на неудачу. Детям нужны примеры для подражания, небезразличные взрослые, продуманное наставничество. Им необходимы возможность экспериментировать, поддержка при неудачах, стимулы добиваться успеха.

Что лучше: лагерь «all inclusive» или полудикие условия, где у детей вырабатывается самостоятельность?

Здесь не существует понятия «лучше». Разные лагеря удовлетворяют разные потребности детей. В Северной Америке есть лагеря, где дети даже из богатых семей все лето с удовольствием живут в палатках и называют свой лагерь самым лучшим. В других лагерях детям доступны все возможные виды отдыха и развлечений, за что они получили название детских курортов.

Не так важно, что именно предлагает лагерь. Важно, как и почему это предлагается. Программа, основанная на пожеланиях персонала (работники сами решают, чем они хотят заниматься), либо ставящая во главу угла материальный аспект (инвестирование в материально-техническое обеспечение, а не в обучение), сведет на нет любые позитивные цели лагеря.

С какого возраста можно отдавать ребенка в лагерь? Какова мировая практика?

В этом вопросе также нет единственно верного решения. Существуют программы, рассчитанные на день, на краткое и на долгое пребывание. В некоторых странах есть четкое представление об оптимальной продолжительности пребывания ребенка в лагере. Опыт других государств показывает, что пребывание в лагере может приносить детям значительную пользу независимо от продолжительности, если программа разработана и внедрена правильно.

Для детей лагерь — это шаг к независимости и принятию ответственных решений. Часто ребенок именно в лагере впервые открывает для себя этот этап своей жизни. Он выходит из-под всеохватывающей опеки родителей и учителей, чтобы приобрести навыки борьбы с трудностями, принятия решений, урегулирования конфликтов, чтобы обрести гибкость, решительность и другие полезные качества. Одни дети способны к этому уже в пятилетнем возрасте, другие — позже.

Что дает ребенку отдых в лагере? Зачем стоит отправлять его туда? И чего ожидать не следует?

Надеюсь, что я уже ответил на этот вопрос. Есть свежий исследовательский проект, работа над которым велась более трех лет. В рамках проекта исследовались изменения, происходящие в пяти направлениях: социальная интеграция, экологическая осведомленность, отношение к физической активности, эмоциональный интеллект и уверенность в себе. Исследование продемонстрировало, что все эти показатели росли после каждого возвращения ребенка в лагерь. Лагерь — это своего рода источник, в котором вы можете вновь и вновь наполнять свою чашу.

лагерь, детский лагерь, куда отправить ребенка на каникулы

Но дети любят ездить в лагерь не по этой причине (по крайней мере, озвучат они не ее). Они скажут, что им там весело и хорошо, что они играют, заводят новых друзей и узнают что-то новое.

Чего не стоит ожидать от лагеря? Думаю, ребятам не стоит ожидать, что все в лагере будет бесплатно, что у них получится абсолютно все и что они будут улыбаться каждую минуту, проведенную там. Детский лагерь — это своя жизнь, своя структура, свои наставники. Не страшно упасть, если вы знаете, как снова подняться и зачем вам это нужно.

Каковы плюсы и минусы постсоветских лагерей?

Что нас на Западе больше всего впечатлило в советских детских лагерях, так это их огромное количество. Замечательно, что так много детей имели возможность посетить детские лагеря. Конечно, мы не знаем всего о принципах работы подобных лагерей, но уверен, что есть много схожего.

Некоторые лагеря вызывают восхищение своей архитектурой и материально-техническим обеспечением. Некоторые уже явно устарели и обветшали. Их директора переживают о стоимости, инфраструктуре так же, как и об обучении и маркетинге. Сотрудникам необходимо грамотное руководство и четкое видение целей.

Один директор детского лагеря в Канаде любит говорить: «Основа нашего лагеря — это человеческие, а не материальные ресурсы». Другими словами, любой лагерь имеет право на существование, если его сотрудники обладают необходимыми навыками и верят в свое дело.

лагерь, детский лагерь, куда отправить ребенка на каникулы, летние каникулы

Какой лагерь вы бы выбрали для своего ребенка и почему?

В разные периоды я выбирал различные лагеря для моей дочери. На одном этапе взросления она хотела изучать французский язык, на другом — полюбила верховую езду. Я выбирал лагеря, директора которых могли рассказать мне о своей философии развития молодежи, а персонал руководствовался этой философией в своей деятельности.

После нескольких лет пребывания в разных местах мы наконец-то вместе выбрали лагерь, куда она возвращалась из года в год. Там не было ни изучения французского, ни верховой езды. Но это было то место, где она повстречала настоящих друзей, которое стало ей по-настоящему родным, с наставниками, которые всегда были готовы оказать ей поддержку. Этот лагерь дарит эмоции, которые хочется испытать снова и снова.

Получить больше информации об организации, которая была создана для поддержки развития молодежи, образования и экологического сознания с помощью программ неформального обучения и организации детских лагерей можно на сайте www.campingfellowship.org