«Что такое секс?» и «Как признаться в двойке?»: с какими вопросами наши дети звонят на детский Телефон Доверия

Автор
«Что такое секс?» и «Как признаться в двойке?»: с какими вопросами наши дети звонят на детский Телефон Доверия

Больше сотни звонков ежедневно поступает на Горячую линию по вопросам защиты прав ребенка «Ла Страда». Полагаете, защиты здесь ищут только дети из асоциальных семей и подростки- жертвы школьного буллинга? Ошибаетесь. Сюда звонят самые обычные, благополучные, — наши с вами — дети.

Звонят, если им по-настоящему тяжело, или одиноко. Если нужно помириться с девочкой, или задать «стыдные» вопросы. Если им кажется, что дальше жить невозможно. По разным причинам эти дети не готовы доверить свои беды родителям. Но готовы говорить о них с незнакомым, но все понимающим психологом на другом конце провода.

Мы встретились с куратором проекта Аленой Кривуляк, и расспросили ее, какие проблемы тревожат современных детей, почему разговору с родителями они предпочитают звонок на Телефон Доверия, и как специалисты «Ла страда» помогают своим абонентам.

«Что такое секс?» и «Как признаться в двойке?»: с какими вопросами наши дети звонят на детский Телефон Доверия - изображение №1

Как давно работает в Украине Горячая линия по защите прав ребенка? Как много детей к вам обращается?

Мы начали работу в 2004 году и в другом формате — это была общая линия по предотвращению насилия в семье и защите прав детей. Когда оказалось, что больше 60% звонков поступало именно от детей, мы открыли Национальную горячую линию, которая занимается исключительно детскими вопросами. Этих вопросов с каждым годом все больше. Если в 2013 году мы приняли 18 тыс. обращений, то по итогам 2015 года их было уже больше 38 тыс.

85% наших абонентов — дети и подростки. В основном, в возрасте 13-15 лет. Но есть и 6-8 летние, и 15-16 летние.

Звонят и взрослые. Например, родители подростков, которые стараются наладить отношения с бунтующим ребенком, или учителя, которые столкнулись с буллингом в классе и хотят грамотно помочь жертве, и искоренить травлю.

Бывает, обращаются учителя или школьные психологи с вопросом, что делать, если ученика избили дома, если родители издеваются над ребенком. Оказывается, не все педагоги в курсе, как действовать и как можно защитить ребенка от насилия в семье.

С какими проблемами обращаются дети? Есть ли какие-то лидирующие темы, которые волнуют всех?

Звонки самые разные: от попыток поприкалываться в подростковой компании, до проблем детского суицида.

«Приколисты» звонят нечасто. По статистике это 5-8% от всех звонков. Ребята собираются компанией, им нужно проявить свою крутость и смелость. Набирают номер Горячей линии, о котором услышали в школе, говорят провокативные глупости, хохочут. Бывает, «крутой парень», который днем веселил друзей, и рассказывал все матерные слова, которые знает, вечером звонит, и говорит: «Извините, а там на вас поматюкался сегодня. На самом деле мне одна девочка нравится, и я не знаю, как ей сказать».

Среди вопросов неизменно лидирует тема полового воспитания. Часто мы выходим на эту тему в консультации через те же попытки похулиганить. Подростки звонят и со смехом спрашивают: а что такое секс? А вы вообще про секс что-нибудь знаете? Вы когда-нибудь занимались сексом?

Детям стыдно прямо говорить на эту тему, и их стыдливость выплескивается в виде нарочитой грубости и насмешки. Мы начинаем развивать беседу, говорить о контрацепции, ранней беременности. Ребенок успокаивается, становится серьезнее — он наконец получает важные и честные ответы.

Во многих семьях тема половых отношений табуирована, родителям стыдно об этом говорить, они ищут любую возможность улизнуть от разговора.

Спрашиваешь ребенка, почему он не задал эти вопросы маме или папе, самый частый ответ: я пробовал, но они отмахиваются, говорят, не дорос. Дети ищут информацию сами. И, если со своими вопросами они попадут к психологу Горячей линии, это еще очень удачный вариант.

Еще одна лидирующая тема — одиночество. Иногда ребенок звонит, потому что ему просто одиноко или он не знает, чем себя занять. А иногда он мучительно переживает неразделенную любовь, погружается в депрессию, и в голову уже приходят мысли о суициде.

Или ребенка угнетает, что нет друзей и он не может их найти. Или у него проблемы с одноклассниками, конфликты со второй половинкой. Кстати, тема отношений со второй половинкой для мальчиков более актуальная проблема, чем для девочек.

А младшие школьники, дети 6-8 лет с какими проблемами обращаются?

Малыши 6-8 лет звонят, когда им одиноко и элементарно хочется с кем-то поговорить. Бывает, они звонят и рассказывают, как прошел день, что было в школе, какие оценки. Родители заняты, родителям некогда это слушать, и это очень печально. Внешне благополучный ребенок страдает от одиночества и отчуждения.

Встречаются в таком возрасте уже и конфликты с одноклассниками. Например, звонит малыш, и рассказывает: «Вася мне сломал линейку, потому что я порвал ему книжку. Но я книжку нечаянно порвал, а он мне линейку — специально». И это кажется таким милым, трогательным, и даже тянет рассмеяться. Но для малыша это реальная трагедия, которую он по-настоящему переживает и ищет помощи.

Бывает, ребенка мучают страхи. Он заболел, или просто один дома весь день — и ему очень страшно. Ему нужно, чтобы кто-то просто был рядом, просто поговорил с ним и выслушал.

Еще одна серьезная проблема для младшеклассников — как признаться родителям, что получил плохую оценку. Это актуально и для подростков тоже. Многие родители жестко нацеливают детей на хорошие оценки. Не будешь учиться — не поступишь в вуз, не получишь хорошую профессию, будешь мало зарабатывать. Ты обязан учиться хорошо. Для ребенка, который живет по этой программе, огромный стресс получить 4-5-6 баллов, потому что «что скажет мама». А для мамы этот низкий балл — катастрофа, удар по репутации. Это «кричит» ее нереализованность: я не смогла, но сделаю все, чтобы смог ребенок, заставлю его.

Мы учим детей, что оценка — не конец жизни, ее можно исправить, если чуть больше поработать. И мы пытаемся научить детей спокойно говорить об этом с родителями.

Пытаетесь ли связаться с родителями, чтобы рассказать, что их ребенок столкнулся с такой-то проблемой, помочь ему можно так-то и так-то?

Горячая линия работает анонимно: мы не отслеживаем и не просим у ребенка номер, чтобы связаться с его родителями. У нас были случаи комплексного консультирования, когда мы консультировали одновременно маму и ребенка. Конечно, это гораздо успешнее, чем говорить только с ребенком. Ведь один собеседник не позволяет полноценно раскрыть картину того, что происходит в семье. Конечно, мы очень рады, когда звонят родители, и готовы консультировать детально, столько, сколько им будет нужно для решения проблемы. Но совместная консультация — это только личный выбор, мы не можем на этом настаивать.

Какие специалисты принимают звонки на горячей линии? Как вы поступаете, если проблема ребенка не только психологического плана? Привлекаете ли кого-то еще к консультированию?

Наши консультанты — это универсальные солдаты. Кроме психологических, мы проводим юридические, и информационные консультации. Поэтому каждый сотрудник, кроме своей специализации, должен параллельно разбираться и в других направлениях. Психолог должен быть немножко и юристом, и соцработником. Он проконсультирует и по поводу алиментов, и как сделать, чтобы ребенок после развода остался с мамой. Или если юристу позвонит плачущий ребенок, он не скажет, что, мол, я юрист, и успокаивать — не моя обязанность. Он должен уметь проконсультировать и как психолог. Если вопрос требует глубокого знания темы, то к звонку по параллельной линии может подключиться нужный специалист и проконсультировать подробнее.

Звонят ли дети повторно, после того, как их проблема решена?

Да, звонят очень часто. Есть даже уже «постоянные абоненты», которых мы узнаем. Много случаев, когда, решив одну проблему, ребенок звонит через какое-то время уже со следующей, которая никак не связана с предыдущей. Человек нашел место, где его выслушают и помогут — конечно он будет сюда возвращаться.

Интересно, что дети почти всегда уверены, что мы их помним. Звонит парень и говорит: «Привет, это Андрей, я звонил недавно!». А у тебя только за сегодня штук 30 звонков, и кто именно из них этот Андрей, не понятно. Напоминает, что говорили о том-то, а теперь вопрос такой-то.

Дети нас друг другу как сарафанное радио передают, рассказывают, что здесь кому-то помогли с мальчиком отношения наладить, кому-то еще что-то. Им очень важно, чтобы их кто-то выслушал и не отмахнулся от проблемы.

Можете ли вы проконтролировать, помогла ли ваша консультация, изменилась ли ситуация к лучшему?

Мы не можем ни перезвонить, ни выехать на место, чтобы разобраться, как решилась проблема. Но если случай серьезный, мы просим ребенка перезвонить нам, и рассказать, чем все закончилось. Особенно это важно если дело касается насилия над детьми в семье и жестокого обращения.

Если есть информация, что в семье скандалы, ребенка бьют, обижают, выгоняют из дома, неважно, ребенок ли позвонил, или неравнодушные соседи, — мы просим контактную информацию и направляем анонимный запрос в службу по делам детей. Они обязаны проверить эту информацию и дать нам ответ.

Другое дело, что в иногда чиновники просто дают отписку. Не сходив и не проверив, могут написать: посетили семью, у ребенка есть место, где делать уроки, он ест три раза в день. А то, что ребенок ходит в синяках, никто не глянул. В этих ситуациях мы просим человека, который звонил, связаться с нами позже, сказать, приходил ли кто-то, была ли работа проведена.

Бывают ли звонки, когда прямо сейчас над ребенком нависла угроза? Он вам звонит, а в соседней комнате пьяный отец. И нужно не просто успокоить, а буквально спасать, вмешиваться в ситуацию. Что вы делаете в этом случае?

Да, такие звонки тоже бывают. Мы просим адрес, немедленно связываемся с полицией и передаем контакты, чтобы они вмешались и решили проблему. А потом отправляем запрос в службу по делам несовершеннолетних, чтобы на агрессивного родителя повлияли на государственном уровне.

Как вы поступаете, если звонит ребенок, и говорит, что он собирается покончить с собой?

Звонки с суицидальной тематикой тоже очень разные бывают. Для одного это бравада, он звонит и говорит: «Я стою на подоконнике, и сейчас спрыгну, и ничего ты мне не сделаешь!». А есть дети, которые действительно потерялись и запутались. И я иногда действительно поражаюсь, насколько дети сейчас сильные, сколько они выдерживают.

Последний звонок на эту тему был от девочки 16 лет. У нее умерла мама — самого родного человека больше нет на земле, некому поплакаться, не с кем поговорить. Отец нашел другую женщину, которая забрала все его свободное время, ему не до дочки теперь. Плюс недоразумения с парнем и с лучшей подругой – девочка оказалась в пустоте, некуда идти, не с кем поговорить. Она не видела для себя никаких причин жить дальше. «Я вижу, что я здесь никому не нужна, я не знаю, зачем жить дальше. Вот, решила позвонить вам».

Что мы делаем? Разговариваем, показываем перспективу, свет впереди. Стараемся вытащить из депрессивного провала. Тут с каждым — его, личное.

Как поступать человеку, который слышит и видит, что ребенок по соседству живет неблагополучно? С виду все нормально, и никаких синяков, но родители оскорбляют, унижают его в агрессивной форме. Может ли он обращаться к вам за советом, и чем вы поможете?

Насилие над ребенком не всегда оставляет после себя синяки. Оно бывает и психологическое, и экономическое, и сексуальное. Если вы слышите, что ребенка унижают, он затравлен

это уже насилие, жестокое обращение, и это нужно остановить.

Обращайтесь в службу по делам ребенка и говорите, что у ваших соседей такая ситуация: родители ведут себя агрессивно, ребенок не может развиваться нормально в такой атмосфере.

Мы периодически принимаем такие обращения от соседей, которые постоянно слышат, что ребенок плачет, на него кричат, родители пьянствуют и тд. Соседи иногда боятся обратиться в государственные структуры. Боятся, что за добрые намеренья придется расплачиваться, особенное если соседи действительно неадекватны.

Или боятся, что ребенка после их обращения заберут из семьи, и на них ляжет вина, что хотели как лучше, а получилось, что ребенок остался без родителей.

Этого не нужно бояться. По каждому чиху ребенка забирать никто не будет. Специалисты из службы по делам детей будут наблюдать за семьей, беседовать с родителями, делать все, чтобы насилие прекратилось. Если же родители менять поведение не собираются, если ребенка гнобят, насилуют, то лучше, действительно, без таких родителей, чем психологическая травма или суицид.

Телефон горячей линии по вопросам защиты прав детей

0 800 500 225 или 772 с мобильного

«Что такое секс?» и «Как признаться в двойке?»: с какими вопросами наши дети звонят на детский Телефон Доверия - изображение №10

Наталья Ковтун © uaua.info