Тихая революция: как должны вести себя учителя с застенчивыми детьми и детьми-интровертами

Автор
Тихая революция: как должны вести себя учителя с застенчивыми детьми и детьми-интровертами

Родители застенчивых детей или детей-интровертов не по наслышке знакомы с проблемой, когда ребенок, выучив домашнее задание, приносит из школы двойку только потому, что из-за застенчивости не смог ответить на вопрос учителя. Или как на родительском собрании классный руководитель распекает маму за то, что ребенок неактивный, руку не поднимает, и поэтому учитель делает вывод, что ребенок урок не знает. В США учителя уже начинают по-тихоньку говорить об этой проблеме, а некоторые даже хотят создать специальные школы для детей-интровертов и для застенчивых детей.

Учительница и писательница Джессика Лахей опубликовала довольно убедительный материал в журнале Атлантик, где подчеркнула то, как важно тихоням научиться высказывать и отстаивать свое мнение. В статье она объясняла свое решение тем, что оценки ее ученики получают за активность. «Тихие неактивные дети должны научиться высказываться в мире, где люди разучились молчать».

Но два года спустя ее мнение изменилось.

Прошлым летом она опубликовала статью о своем новом, необычном подходе к обучению на сайте «Тихая революция» (Quiet Revolution), детище другой известной писательницы и автора книги «Тишина: сила интровертов в неумолкающем мире» (Quiet: The Power of Introverts in a World That Can’t Stop Talking) Сьюзан Кейн.

В статье речь шла о том, что есть и другие способы вовлечь детей в активную деятельность во время урока, кроме дискуссии, а тишина это невероятно важное средство обучения и сохранения спокойствия преподавателя

На этой мысли и основывается идея Сети тихих школ (quiet-schools-network), новая инициатива, готовая к запуску уже этим летом в рамках некоммерческой кампании Тихая революция. Эта сеть будет состоять из 50 учителей, которые помогут как частным, так и государственным школам на летних семинарах и воркшопах научиться правильно относиться и оценивать тихих детей. Так надеются основатели данной инициативы — бывший учитель Хайди Касевич и Сьюзан Кейн (для участия в программе школы школьники будут платить членские взносы, хотя у инициативы и есть определенный фонд)

Основой является идея того, что интроверты сильно отличаются от экстравертов не только в поведении, а отличие на психологическом уровне можно даже измерить. Исследования 60-х годов подкрепляют эту мысль: классический пример, когда 100 детям на язык капали пару капель лимонного сока. Те, у кого уровень интровертности был выше, иначе реагировали на кислый вкус — повышенным слюноотделением.

Психолог Кембриджского университета, автор книги "Обо мне и о нас: Наука о Личности и Искусство благополучия" (Me, Myself and Us: The Science of Personality and the Art of Well-Being), выпущенной в 2013 году, Брайан Литтл рассказывает об интровертах и экстравертах:

«С биологической точки зрения это различие можно объяснить уровнем возбуждения определенных областей коры головного мозга: у экстравертов низкий уровень возбуждения, у интровертов — высокий. Для выполнения всех поставленных задач на повестке дня экстраверты ищут пути увеличить возбуждение той части коры мозга, которая отвечает за активность, а интроверты наоборот, пытаются понизить его».

Как поясняет профессор Кейн, нервная система каждого отдельного человека по-разному реагирует на стимуляцию, так что ко всем нам нужен своеобразный подход для обеспечения продуктивности процесса обучения и для раскрытия индивидуальности.

Вернемся к работе в классе: частично программа Сети тихих школ направлена на то, чтобы воодушевить учителей на реорганизацию работы в классе, учитывая новые, отличные от прежних способы оценки знаний и усвоения материала учениками, кроме как по принципу, "кто громче и больше скажет".

Многим детям, не только интровертам, нужно больше времени на подготовку перед тем, как донести свою мысль слушающим.

«Такие дети предпочитают обучаться чему-то путем глубокого осмысления. Возможно, они и захотят высказаться, если у них есть что-нибудь стоящее на уме, но их преследует мысль, что нечего быть выскочкой».

Теперь мисс Лахей дает ученикам обязательную минуту на обдумывание ответа после заданного вопроса. «Я заметила, что большинство экстравертов начинают говорить, еще толком не зная, что сказать, поэтому им тоже не повредит лишняя минута на размышления».

В наше время многие учителя уже начинают отходить от стандартной организации работы в классе, пользуясь социальными сетями. Дети публикуют свои мысли через Твиттер, Фейсбук или блог класса: таким образом часто те, кто застенчиво сидят, сложив руки, более активны и свободны, используя клавиатуру.

Кроме того, Кейн и Касевич говорят об изменениях и вне класса, шире. Например, смысл переменок для малышей и детей постарше в том, чтобы они отдохнули и с новыми силами принялись за учебу. Но вспомните любую школу: шум, гам, ярко освещенные кабинеты. Если ребенок хочет отдохнуть от этого, то выбор невелик: или туалет, или библиотека.

Касевич говорит: «Переменка это шум, столовая — шум, еще и свет слишком яркий. В окружении миллиона глаз и ртов в ярко-освещенном помещении интроветы чувствуют себя мягко говоря некомфортно. И вот в чем, на мой взгляд, заключается наша неосознанная необъективность». На переменке в школе своей мечты интроверт тихо сидит на подоконнике и смотрит в окно.

Нужно обозначить, что Касевич не против того, что застенчивых детей нужно подталкивать к избавлению от страха говорить, скорее наоборот — те изменения, о которых они с мисс Кейн упоминают, являются одним из способов обеспечить комфортные условия для того, чтобы тихони разговорились.

Еще одна новинка двух идейных учителей это, так называемая, техника «я-мы-они» - время на самостоятельное размышление, обсуждение с другим учеником, совместное изложение мыслей для остальных.

Кроме этого, есть то, что Лахей называет «обучение одноклассника одноклассником». Согласно этой технике, учительница назначает двоих учеников — тихоню и активиста — подготовить необходимый параграф. «Это интересно, и я думаю, что им очень помогает совместная подготовка к уроку. Я даю им ответы и часто вместе с ними обсуждаю, как должен быть представлен изучаемый материал. Больше времени на размышление и осмысление дают свои плоды».

«Большинство учителей также знают. Что ты сам чего-то до конца не понимаешь пока не начнешь объяснять это другому. Таким образом, ученики поняли, что обучение — гораздо более трудоемкий и глубокий процесс».

Все эти стратегии никаким образом не направлены на ограждении слишком громких детей от слишком тихих. Просто это поможет понять интровертам, что их мнение тоже важно и его ценят.

Источник: www.nymag.com