#Как сделать Мишу: 5 историй о развитии мальчика с аутизмом
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Добиться контакта с ребенком с аутизмом – непростая задача. Маме Миши удалось добиться очень хороших результатов для сына. Консул в международной ассоциации «Аутизм-Европа» Инна Сергиенко делится своим опытом, как она развивала ребенка аутиста.
Мы уже публиковали советы Мишиной мамы о том, как она налаживала коммуникацию с сыном. Сегодня продолжаем серию постов #Как сделать Мишу: упражнения, методики общения и приоритеты в развитии.
Инна Сергиенко,
мама мальчика с аутизмом,
общественный деятель
Первый акт коммуникации
Мише где-то между 2,5 и 3. Он в парке катается с няней на качелях. Няня часто останавливает качели и спрашивает: "Миша, хочешь еще?"- сопровождает слова жестом (см. картинку) и ждет... но Миша не отвечает.
Тогда она катает его еще пару раз и снова спрашивает, и снова ждет... и так день за днем. И вдруг: "Миша, хочешь еще?" и Миша делает жест "еще". Ура! Заработало! Есть контакт! Это первый жест, первый акт коммуникации, а меня рядом нет. Мне об этом расскажут позже, и мы обе будем плакать от счастья.
Задувание свечи как упражнение
Пятница. Вечер. Шабат. Вокруг стола бегает маленький рыжеволосый мальчик - внук раввина. Иногда он подбегает к зажженным свечам и дует на них, пытаясь погасить. Родители его отводят и объясняют, что это нельзя делать.
А я вспоминаю такие же Шабаты много лет назад, когда Миша вот так же настойчиво пытался погасить свечи и гасил их, потому что не понимал, почему все остальные дни можно и даже нужно, а сегодня и сейчас - нельзя.
Да, задувать свечу это одно из упражнений на развитие артикуляции. Мы все время на что-то дули в то время. Когда Мише будет 4 года именно во время очередного задувания свечи он произнесет первый осознанный звук "У-у-у"...
«Просто сожми мне руку»
Мише около 6 лет. Он уже говорит, хотя пока не очень хорошо. В связи с этим моя жизнь существенно усложнилась. Такое впечатление, что нужно проговорить все, о чем молчалось до сих пор. Громкость и настроение других участников беседы во внимание не принимаются.
Вот и очередной раз мы возвращаемся с прогулки, встречаем соседа и останавливаемся обсудить пару вопросов. Но Мише нужно сейчас и срочно и вообще ему непонятно, про что мы говорим, и он постоянно вмешивается в разговор.
Когда мы возвращаемся домой, я начинаю его учить: Миша, прерывать людей во время разговора невежливо. Если тебе что-то нужно, подойди и тихонько сожми мне руку. Я почувствую и, как только смогу, с тобой поговорю. А если что-то очень срочное, то жми мне на руку несколько раз.
Так мы начинаем учиться ждать ответа. Ох, непростое это дело...
Как Миша учился договариваться
Этот пост написала сестры Инны Ирина Сергиенко.
- Идём играть в Х
- Мм, не хочу.
(Убегает, возвращается)
- А в Y будешь играть?
- ...не люблю там где только на удачу.
(Убегает, возвращается)
- А в какую хочешь играть?
- Ира, соглашайся! Миша тут полчаса уже бегает!
Вот так Миша учился договариваться. Ему было лет пять, и он очень хотел играть в настольные игры с нами. Но надо три человека, а нас попробуй собери!
Со стороны мамы всё выглядело примерно так:
- Мама, Ирочка не хочет играть в Х.
- Попробуй предложи другую игру.
(Убегает, возвращается).
- В Y тоже не хочет играть.
- Она совсем не хочет играть или только эти игры?
- ...эти наверно.
- Тогда спроси во что она хочет играть, пусть предложит.
Я ною, перебираю играми (у нас их много) и всяким образом вредничаю. Миша бежит к маме после каждого моего ответа и консультируется, что делать дальше. Мама задаёт Мише наводящие вопросы, чтобы он максимально придумывал свой ответ сам.
Позже Миша будет предлагать варианты и уговаривать меня присоединиться самостоятельно. Он уже будет знать, какие игры мне нравятся, а в какие я играю как одолжение. А пока... Мише 5 лет, и он челночит между мной и мамой и учится договариваться.
Сначала и потом
- Сначала Мишенька мы пойдём чистить зубы, а потом будем завтракать. Смотри, берём щётку, выдавливаем на неё пасту. Бери щётку в руку. Чисть зубы. Теперь прополощи рот водичкой. Молодец! Сейчас мы идём завтракать, а потом будем читать книжку....
Мише 2 года. Специалисты в Израиле сказали, что нужно проговаривать все, что мы делаем или собираемся делать, если мы хотим, чтобы ребёнок заговорил. Мне это очень трудно. Я не очень разговорчивая. Те, кто меня сейчас знают, наверное, не поверят мне, но такой разговорчивой, как сейчас я стала именно после нескольких лет непрекращающихся монологов с Мишей.
Когда он начнёт говорить, одним из первых слов будет "а потом?" А про визуальное расписание мы тогда ничего не знали...
***
Отмечая популярность постов про Мишу и говоря об особых потребностях таких детей, как Миша, Инна Сергиенко попросила всех неравнодушных принять участие в покупке средств для оборудования специальной комнаты для детей с аутизмом.
Фонд помощи детям аутистам «Дитина з майбутнім» совместно с Davines Ukraine инициирует проект «Помогите детям аутистам получить образование в обычной школе». В рамках проекта будут собраны средства на оборудование сенсорной комнаты для особенных детей в специальной школе-интернате Киева №26.
Сенсорная комната является одним из условий для комфортного пребывания ребенка с аутизмом или другими ментальными особенностями в школе.
Реквизиты для перечисления на сенсорную комнату:
Отримувач: МГО "ФДДСА "Дитина з майбутнім"
рахунок 26 00 24 23 95
в АТ "ПУМБ", м. Київ, МФО 334851
ЄДРПОУ 37038710
призначення платежу: добровільне пожертвування
Иллюстрации со страницы автора, а также freepik.com и pexel.com