Почему одни дети умнее других

Автор

Уровень интеллекта ребенка можно вычислить еще в детстве. По некоторым данным, он зависит от наследственности, согласно другим — на умственные способности ребенка влияют и внешние факторы.

То есть, если ребенок обладает высоким интеллектом в 2 года, он будет умным и в 10, и в 20 лет. Но можно и развивать способности. Что именно развивать? Особый акцент в развитии человека ученые делают на внимании.

В течение каждой минуты у нашего мозга есть огромный выбор, на чем концентрироваться. Когда мы выбираем для концентрации какой-то один внешний аспект и он удерживается в памяти, во внутреннем фокусе, появляется тета-ритм (увидеть его можно на энцефалограмме, которая отображает электрические процессы в мозге).

СПРАВКА: Тета-волны — мозговые волны, которые появляются у нас в очень спокойном состоянии умственной активности. Принято корреспондировать с такими состояниями, как воспоминание, мечтание и фантазирование.

Когда тета-волны преобладают, человек испытывает творческий подъем и вдохновение, человек чувствует себя спокойно и умиротворённо. При стрессе или негативных эмоциях, уровень диагностируемых при этом тета-волн очень низкий. Тренировка в усилении тета-волн настраивает связь ума и тела, а также повышает способность быстро концентрироваться и управлять вниманием.

Именно тета-ритм показывает максимально сфокусированное эндогенное внимание, то есть такое внимание, которое вызвано не внешними раздражителями, а внутренними факторами и которым человек может управлять. К примеру, если перед ребенком поставить две книги: музыкальную с яркими картинками (призывающая обратить на себя внимание) и более «спокойную» — и он по каким-то внутренним причинам сконцентрируется именно на второй, это будет эндогенное внимание — такое, которое не руководствуется внешними факторами.

Новая информация пробудит любознательность и внутренний интерес. А он важен для эндогенного внимания, развивая которое вы усовершенствуете и интеллект своего ребенка.

«ЭФФЕКТ БАБУШКИ»

Ученые выяснили, что развитость такого внимания сопоставима с интеллектом ребенка и его усовершенствование зависит от внешней среды. Проведя исследование, ученые назвали свое открытие «эффектом бабушки». Среди всех детей, которые были под наблюдением, более развитый тета-ритм был у тех малышей, которые росли в семьях с бабушками. Это объяснятся тем, что детьми много занимались и уделяли им достаточно внимания. Мы ведь понимаем, что у работающих родителей не всегда есть силы и время, чтобы пообщаться с ребенком. Не полчаса или час в день, а как можно больше. Зачастую эту функцию выполняют бабушки. Но суть в том, что у детей, с которыми занимались и играли, тета-ритм в состоянии внимания был более сильным и само внимание ребенок мог удерживать дольше.

КАК РАЗВИТЬ ЭНДОГЕННОЕ ВНИМАНИЕ

К счастью, вниманию можно научиться. Помните, что все идет из семьи. И это касается не только генетики. Чтобы развить способности к вниманию и концентрации, нужно с ранних лет как можно больше общаться с ребенком, читать ему книги, играть в игры вместе, объяснять происходящее, отвечать на его «почему», «как» и «зачем».

Если ребенок спрашивает "Почему я должен это сделать?", стандартный ответ «надо» никак не разовьет в нем интерес, а только послушание. Аргументируйте свои просьбы и ребенок научится делать то же самое. На вопрос «зачем светит солнце?» нужно ответить более развернуто, чем «чтобы было светло и тепло». Задумайтесь, пробудит ли такой ответ в ребенке интерес? Вероятно, что рассказ о солнечной системе и многогранности мира будет более захватывающим. Новая информация пробудит любознательность и внутренний интерес. А это важно для эндогенного внимания, развивая которое вы усовершенствуете и интеллект своего ребенка.

По материалам //www.nkj.ru/