Как научить ребенка управлять своими эмоциями
- Автор
- Дата публикации
Наверное, все родители слышали рекомендации психологов о том, что не стоит сдерживать детские эмоции.
В теории – это правило понятно, но что делать на практике? И как в данном случае сдерживать свои эмоции родителям?
Наша мама-форумчанка Kit-Bet спрашивает: «Все говорят, что нельзя сдерживать детские эмоции. Но должен же быть какой-то предел! Вот я делаю сыну замечание, он злится, может замахиваться или ругаться, и как ему в это время ничего не говорить. Как его не тормозить? А если и не реагировать, то я же не железная, получается, что сдерживать эмоции нужно мне. А это ж вредно! Замкнутый круг какой-то…»
Наша мама-форумчанка Olga рассказывает: «Реальный пример: мой ребенок бьет другого на площадке, что делать? Дать ему по попе или пусть выражает свои эмоции – ведь можно... А мне, к примеру, можно разозлиться на свекровь и сказать ей все как есть? А затем объяснить себе и мужу свой порыв тем, что сдерживать себя нельзя, иначе будет только хуже?»
Детский аналитик Анна Скавитина объясняет: «Эмоции действительно нельзя сдерживать. Просто потому, что сделать это невозможно – они рефлекторны. Мы не можем руководить их появлением, эмоции возникают у нас и наших детей помимо воли и желаний. И они не могут исчезнуть оттого, что кто-то хочет, чтобы они исчезли. Но вот действия, которые мы совершаем под влиянием эмоций, сознательны, точнее – могут быть осознанными. Именно их можем и должны контролировать».
Как? Учимся сами и учим своих детей двум очень важным правилам.
1. Называть свои эмоции словами.
И взрослый, и ребенок должны понимать, что происходит у них внутри. Если внутренняя буря понятна ему самому, значит, перенести ее будет гораздо проще.
- Леночка, знаешь, каким словом называется то, что сейчас с тобой происходит? Это огорчение. Ты сегодня целый день огорчаешься.
- Миша, ты злишься. Я забрала у тебя машинку, тебе это не нравится и ты разозлился.
2. Контролировать свои действия под влиянием эмоций.
Выполнение второго пункта становится возможным только после того, как будет выполнен первый.
- Леночка, даже когда ты сильно огорчена, драться все равно нельзя. Другой человек тоже огорчается. Ему становится плохо, он сердится и грустит.
- Миша, даже если ты очень зол, нельзя замахиваться и кричать на маму. Мне становится обидно, я расстаиваюсь и обижаюсь.
Важный нюанс: если первый шаг (называние эмоции) не пройден или не освоен, то действие ребенка под влиянием эмоций взрослый может остановить словами и действиями.
Теперь показываем на примере, как это работает.
Ребенок бьет детей на площадке. Вы останавливаете его, если надо, держите его руки и говорите, что он очень сердит. Очень сильно сердит! Называние делает ему понятным происходящее у него внутри.
Следующий этап – объяснение.
- Даже когда ты сильно сердит, бить других нельзя. Говорим спокойно и уверенно.
Так происходит торможение внешних, несоциальных действий, которые происходят под влиянием неконтролируемых эмоций.
Если у нас получится вложить в своих детей хотя бы эти два правила, их жизнь изменится к лучшему.
А это значит, что независимо от наших душевных сил и возможностей мы смело можем считать себя прекрасным родителями.
Что, впрочем, будут подтверждать наши дети всей своей жизнью и адекватным поведением
А как вы справляетесь с бурным проявлением детских эмоций?
Как воспитывать ребенка: о мудром контроле
7 практических советов, как справиться с детской агрессивностью