Гаджеты для детей: извлекаем пользу из технологий
- Автор
- Дата публикации
Современные детки учатся печатать на компьютере даже раньше, чем писать прописью в своей первой тетрадке.
Но для многих детей гаджеты являются чуть ли не единственным увлечением. Нужно ли спасать ребенка от влияния научно-технического прогресса и приобщать к старым добрым краскам, пазлам и пластилину?
При грамотном подходе компьютеры, планшеты, телефоны или игровые приставки не так и вредны. Они развивают внимание, мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие. Поэтому Ваша задача – не оградить малыша от влияния современных технологий, а найти оптимальный баланс между количеством времени, потраченным на гаджеты и на обычные развлечения и занятия.
Развиваем познавательные функции
Если ребенка невозможно оттащить от компьютера, планшета или телефона, не давайте ему просто бездумно нажимать на кнопки. Предложите ему игры, которые расширят кругозор и помогут овладеть полезными навыками.
Тренируем внимание. Последовательные появления изображений в разных частях экрана помогут малышу научиться концентрировать внимание. Игры, которые построены по принципу «помоги зайчику собрать все морковки», - прекрасные тренажеры для развития внимания.
Учим цвета. Покажите ребенку, как можно использовать графический редактор (возможности рисования мышкой, как карандашом или кисточкой). Поначалу детские картины будут не на высоте, но постепенно сюжет преобразится, а ребенок перепробует все возможные миллионы цветов и поймет, чем зеленый отличается от фисташкового.
Зрительное восприятие. Игры, построенные по принципу нашего любимого «Тетриса», помогут Вашему непоседе сформировать представление о форме, размере и пространственных признаках предметов. В дальнейшем это поможет ему запомнить образы букв, цифр и различных символов.
Слуховое восприятие. Даже если шум детской игры Вам мешает, не просите ребенка выключить звук. Сочетание звукового сигнала с действием поможет маленькому игроку предчувствовать те или иные события (например, падение персонаж или появление бонуса).
Тренируем память. Поощряйте детские игры в программы типа «Мемори»: поле с карточками, перевернутыми «рубашками» вниз. За один ход можно открыть только две карты: очко получаем, если изображения совпадут. Такие задания отлично расширяют объем зрительной памяти и помогают ребенку научиться усваивать новую информацию.
Развиваем мелкую моторику. Когда ребенок управляет маленькой, но хитрой мышкой, он помогает своим пальчикам стать более ловкими и приучает их действовать по очереди и согласованно.
Изучаем буквы и цифры. Малыш нажимает на различные клавиши, неосознанно помогая самому себе запоминать некоторые символы.
Овладение новыми навыками
Даже если ребенок впервые потянулся к гаджету раньше года, с самого первого щелчка на клавиатуре старайтесь придать смысл его манипуляциям с заветными устройствами. Если ему понравился принтер, предложите вместе распечатать раскраску. Если у малыша появится привычка использовать технику по назначению, он может избежать интернет-зависимости в школьном возрасте. Так ребенок получит опыт последовательной целенаправленной деятельности, что очень важно в приучении к дисциплине и порядку.
Средство для общения. С малюсенького объясняйте ребенку, что Ваш телефон – это не просто мигающая игрушка, а средство связи. Научите его звонить бабушкам-дедушкам или другим родным. Такой подход поможет в будущем избежать постоянных просьб дать ему мобильный, чтобы поиграть.
Новая информация. Показывайте на собственном примере, что Интернет – это не просто площадка для игр, но еще и источник полезной информации. Пусть ребенок видит, что Вы не просто блуждаете по сайтам или в социальных сетях, а решаете какую-то конкретную задачу. Можете вместе поискать интересный мультфильм или рецепт торта для Дня рождения.
Дарья Колотняк, детский психолог: «Огромная ошибка родителей в том, что они показывают ребенку, что мобильный телефон или планшет – это средство борьбы со скукой. Если ребенок это поймет, то будет постоянно выпрашивать гаджет, когда ему нечем заняться. Не нужно вручать ему телефон в качестве развлечения, даже если вы уже целый час сидите в очереди к врачу. В этом случае лучше прогуляйтесь вместе по коридору, посмотрите на плакаты (обсудите их) и лишь в крайнем случае можно пускать в ход телефон или планшет».
Как развивать ребенка при помощи гаджетов
1-2 года
Сейчас у малышей активно развивается речь, поэтому есть смысл уделить особое внимание формированию его коммуникативных навыков. Предложите крохе поговорить по телефону с бабушкой, при этом приучайте его к соблюдению правил ведения беседы (поздороваться, спросить, как дела, рассказать о своих новостях и попрощаться в конце разговора).
Общение по телефону поможет в развитии фонематического слуха: когда малыш не видит артикуляции и мимики собеседника, он будет внимательнее прислушиваться к его словам.
Если ребенок смотрит мультфильмы на планшете, то выбирайте для него истории с простым и максимально реалистичным сюжетом, а затем вместе обсудите увиденное. Но в таком возрасте мультики должны быть не дольше 10 минут (например, Pixar и Disney предлагают много интересных короткометражек).
3 года
В более взрослом возрасте ребенок уже может освоить простейшие электронные игры, в которых нужно ловить или перемещать героев одним кликом. Такие манипуляции развивают моторику, внимание и ловкость. При помощи телефона можете начинать изучать цифры: показывайте и называйте их, а затем терпеливо ждите, пока ребенок найдет и нажмет нужную кнопку.
Сейчас детки наверняка смотрят мультфильмы с более сложным сюжетом, чем раньше. Можно использовать анимации в качестве визуализации тех сказок, которые Вы читаете на ночь. Но помните: сначала читайте книгу – и лишь затем смотрите одноименный мультик. Время по-прежнему не должно быть больше 10 минут.
Мамочка-форумчанка Ира делится своей историей: «Мой Мишка очень любит сначала слушать сказки по несколько раз, потом рисовать героев, и потом еще и мультик одноименный смотреть. Потом вместе обсуждаем, что представляли героев совсем другими, а мультипликаторы их нарисовали так. Иногда, правда, у Мишки картинки получаются даже интереснее, чем в мультике. Так забавно наблюдать за тем, как у него фантазия работает».
4 года
Интерес к рисованию подогревайте обучением навыкам работы в графическом редакторе. Пусть малыш экспериментирует с цветами, формами и размерами. Пойдет на пользу и игра с сюжетом, например, бродилка с поиском клада или сбором грибов.
Можно уже начинать знакомить ребенка с новыми функциями телефона, например, научите его фотографировать или включать музыку.
5-6 лет
Для деток такого возраста существует много обучающих программ и развивающих игр. Компьютер и принтер можно использовать для того, чтобы создавать красивые рисунки, открытки или приглашения на День рожденья.
Техника безопасности
Грамотный подход к использованию гаджетов лишь поможет детскому развитию, поэтому Вам стоит пользоваться некой «техникой безопасности».
1. Не стоит оставлять телефон или планшет в открытом доступе: ребенок должен спрашивать разрешения каждый раз, когда хочет их взять.
2. Заранее договоритесь о том, что перед компьютером, телевизором или планшетом малыш может проводить определенное количество времени, причем обязательно с перерывами.
3. Уделяйте как можно больше внимания общению сына или дочери со сверстниками. Приглашайте их в гости, придумывайте различные конкурсы и призы. Чем больше у ребенка будет такого «живого» общения, тем меньше шансов, что в будущем у него появится зависимость от гаджетов.
4. Планируйте совместный досуг ярким и интересным. Так малыш и сам начнет проявлять интерес к тому или иному виду деятельности, обзаведется своими хобби, которые помогут ему не увлекаться компьютерными играми или серфингом в интернете.
Самое важное в жизни ребенка - это общение с родителями, поэтому проводите с ним как можно больше времени, вместе изучайте мир современных технологий - и тогда этот мир станет верным другом, а не заклятым врагом.
Пользуйтесь лишь развивающими играми и программами, подталкивая ребенка к новым подвигам в его взрослении!