Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Бельгии
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Еще одни рассказ о том, как устроены европейские детские сады. Об особенностях садиков в Бельгии рассказала мама троих детей Елена Орел-Дешани.
Бельгийские садики, как и все детские сады в Европе, поощряют детскую свободу и не перегружают детей излишним контролем. Но, вместе с тем, рано приступают к обучению. То, что мы называем детским садом, в Бельгии — это школа для малышей, куда идут совсем крохи.
Впрочем, ни родителей, ни детей это не смущает, и бельгийское образование по качеству считается одним из лучших в Европе. Более подробно о других интересных моментах в детских садах Бельгии в рассказе Елены.
Разнице между нашими и бельгийскими садиками колоссальная. И первое различие уже в том, что садиков в Бельгии нет. До 2,5 лет дети ходят в ясли, а в 2,5 идут в школу.
Это специальные малышовые школы, куда ходят от 2,5 до 6 лет. Обучение здесь построено на образности и наглядности, а не на теории.
В Бельгии заметно влияние католической церкви. Львиная доля негосударственных школ — католические. У них свои учебные программы, отличные от традиционных, с ощутимым уклоном в религию.
Образование в Бельгии полностью финансирует государство. Причем, не жадничает: в эту сферу идет около 6,5 % от ВВП. И дошкольное и школьное, и высшее образование в стране можно получить бесплатно.
Что касается школ — коммунальные и католические школы обучают детей бесплатно. Но параллельно работает множество альтернативных школ. Они используют самые разные педагогические системы: Френе, Штайнера, Монтессори и тд. Эти учебные заведения обойдутся существенно дороже: от четырех до девяти тысяч в год.
Для семей, в которых растут школьники, предусмотрено государственное пособие. В зависимости от доходов родителей, эта сумма колеблется: до 90−100 евро в год на дошкольника.
Мои дети ходят в католическую школу. Там детей обеспечивают всем необходимым, нам остается купить только портфель и пару карандашей. Коммунальные школы детей с 1-6 класс полностью обеспечивают всем, включая ранцы и школьную форму, если такая необходима.
Когда ребенку исполняется два года, домой приходит множество красивых буклетов с мольбой записать малыша именно в это конкретное учреждение.
Школ действительно много, и выбирать есть из чего. Мы живем в пригороде, и в нашем районе, в пешей доступности от дома есть семь школ. Мне, кажется, таким разнообразием не все массивы Киева могут похвастаться.
Малышовую школу нельзя начать посещать, когда вздумается, как это бывает с детскими садиками. Есть семь конкретных дат, когда ребенка могут принять в класс — это первые учебные дни после каждых каникул. И даты эти установлены законодательно.
В группу набирают не более 15 деток, но регулярно ходят не больше десяти. С детьми занимается один постоянный воспитатель, один приходящий, учитель физвоспитания. Дважды в месяц в обязательно проходят занятия с психологом в виде игр, тестов. Это нужно, чтобы вовремя разобраться в ситуации, если у ребенка что-то поменяется в поведении.
Класс в малышовой школе делится на учебно-игровые зоны, где занимаются группами от 3 до 5 человек. Все перемены между занятиями дети проводят на воздухе.
На время дневного сна в центре игрового зала расставляют кроватки-раскладушки. Кто где упал — там и спит. И дети это обожают. Те, кто спать не хочет — играют в другой комнате с воспитателем.
Во всех детских садах Бельгии используют единую программу развития в игре. Она включает в себя физкультуру, музыкальное образование, родной язык, экологические исследования и начала математических знаний. Каждому малышу выдают специальную папочку, куда еженедельно вкладывают план занятий и мероприятий, тексты стихов и песен, которые сейчас разучивают в школе.
Раз в триместр учитель встречается с родителями и обсуждает динамику развития ребенка. Учитель рассказывает, как и чем занимался ребенок, выслушивает предложения и пожелания родителей.
Гуляют дети много и в любую погоду. Зачастую это общий двор, огороженный металлической оградой. Здесь малыши предоставлены сами себе, их никто не развлекает. Есть школы с хорошим игровым инвентарем, со специальными игровыми площадками. А есть и такие, где дети просто бегают туда-сюда, толкая друг друга.
На площадке могут одновременно бегать и играть ребята всех классов малышовой и начальной школ, иногда это 120 непосед под присмотром одного дежурного воспитателя.
Детей не случайно объединяют вместе. Во-первых, они общаются между собой, а во-вторых, у старших, при правильном подходе, воспитывается уважительное, заботливое отношение к младшим.
Этот принцип отлично работает. Когда звенит звонок, все дети выстраиваются, но в школу заходят сначала малыши, а потом все по старшинству. Это тоже негласное правило, которое соблюдается.
Начиная с 8 лет, школьники обязательно два-три раза в месяц проходят своеобразную стажировку в малышовой школе. Помогают воспитателям кормить малышей, играть с ними. Считаю, что это тоже правильно.
Однако, такая скученность во время игр на улице нередко вызывает неудовольствие родителей. Как и то, что дети гуляют без оглядки на погоду. Иногда малышня вынуждена бегать и под дождем, и под снегом, если нет специального навеса, где можно «перестоять» перемену.
с 12.00 до 13.30 в школе обеденный перерыв. При желании в это время ребенка можно уже забирать. Малыши, которые остаются в школе на полный день, собираются в общей столовой, достают из рюкзаков питье и принесенные бутерброды и перекусывают.
Некоторые школы предоставляют платное горячее питание, цена которого варьируется от 1,2 евро до 3 евро за полное меню. Своих кухонь в школах нет. Еду заказывают в специальных фирмах, которые обеспечивают питанием больницы, школы, гос. учреждения.
На тему гигиены в школах можно дискутировать — здесь все не так, как к этому привыкли в СНГ.
Санитарные нормы, безусловно, соблюдаются. Но уборка проводится в конце дня, а если в течение дня свинарник — никто не обращает внимания.
Медперсонала в малышовой школе нет. В случае форс мажора. приезжает скорая, но все воспитатели могут оказать первую помощь до ее приезда.
Понятия карантин, например, при ветрянке — вообще не существует.
В уставных школьных документах написано, что детей с температурой в школу не приводить. Но если привели такого ребенка, конечно, его никто не выгонит и замечания делать родителям не станут. Тут все лояльнее.
Не знаю, хорошо это или плохо, но детям свойственно болеть, никто не делает из этого трагедии. При этом дети болеют меньше, чем, к примеру, болела моя старшая дочь в украинском садике.
Дошкольное образование в Бельгии не является обязательным. Но пятилетний ребенок обязан посетить малышовую школу 110 полных дней, или 220 дней частичного посещения. Иначе для поступления в школу ему придется сдавать лингвистический и интеллектуальный экзамен.
В этот последний год малышовой школы детей готовят к обучению в обычной школе. В конце года Центр сопровождения учащихся решает, насколько каждый дошкольник готов учиться дальше. Если все в порядке — ребенок идет в первый класс. Если же к школе он пока не готов, его либо оставят еще на год в дошкольном учреждении, либо направят на домашнее обучение, или подберут специальное образование.
Очень удобно, что малышовые школы находятся в том же здании, что и первые классы. Благодаря этому, переход в начальную школу проходит без стрессов.
Но главное для меня в том, что ни одного дня никто из детей не сказал: «Мама, сегодня я не хочу идти в школу». Утром, аж, вприпрыжку бегут! Для меня это — объективный показатель, что детям хорошо и они счастливы в школе.