Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Швеции
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Мы продолжаем делиться рассказами украинских мам, которые воспитывают детей за рубежом. Неделю назад вы узнали про плюсы и минусы германских садиков, а сегодня мама двоих детей Екатерина Кайед рассказала UaUa.info о некоторых интересных особенностях детских садов в Швеции.
Шведское воспитание детей устроено по принципу: «У ребенка должно быть детство». Дошколят не пытаются интенсивно развивать, не пичкают информацией, не оценивают их достижения и уровень интеллекта. Зато делают все, чтобы малыши росли здоровыми, научились дружить, уважать и заботиться друг о друге.
В шведских садиках дети почти все время проводят на свежем воздухе. Если погода хорошая, на улице даже спят. А прогулка состоится даже при плохой погоде.
Более подробно о том, чем удивляет украинку детский сад в Швеции — в рассказе Екатерины.
Садиков в Швеции много — даже в маленьком поселке можно выбирать, куда отдать ребенка. Все садики платные, но для семей с несколькими детьми есть система скидок. За первого ребёнка платишь полностью, за второго половину стоимости а, третий и все последующие дети ходят в сад бесплатно.
Есть много социальных программ. Благодаря одной из них, для нас садик полностью бесплатных, хотя у нас детей двое.
Одна проблема: пока я в декрете с младшим сыном, то по закону нам положено всего 15 часов садика в неделю. Эти часы распределяются наперед и как удобно нам. Но нужно заранее принести план на несколько недель вперед. Документы и медосмотры при приеме в садик не нужны.
Каролина ходит в сад 4 дня в неделю. Ей нравится, поначалу даже плакала, когда забирали. Мы и рады были бы доплатить большее количество часов, но так нельзя.
А в некоторых коммунах действует еще более строгое правило: если один из родителей в отпуске, ребенок в садик не идет вообще. С ним должен быть родитель.
Чтобы дети не скучали в этот период, здесь есть еще и открытые сады. Это что-то вроде наших «развивалок», куда родители могут прийти с ребенком, и он сможет там с пользой провести время и поиграть. Такие сады обычно работают при больницах, и открыты три раза в неделю. Здесь принимают малышей с рождения. Оплату в них берут только за питание.
В шведских садиках стандартная группа — до 20 человек. На это количество детей — три воспитателя. Но здесь совершенно другой подход к группе.
Нет никакого деления по возрасту: дети от года до шести лет находятся вместе. Их делят по возрастам только для занятий. Мне очень нравится такой подход. Cтаршие дети помогают младшим, и учатся не обижать маленьких.
Ещё в группе есть детки с ограниченными возможностями, детки с синдромом Дауна. Такие дети в Швеции посещают обычные сады. Единственно, если ребёнку сложно себя обслуживать, и нужен постоянный присмотр, то в группу добавляют помощника воспитателя.
Что меня еще удивляет — так это прогулки. Весь сад гуляет и играет вместе, нет такого, как у нас «Это площадка младшей группы, это площадка средней группы», и чтоб за пределы — ни ногой.
Воспитатели знают в лицо всех детей, и из своей группы, и из других. Стыдно признаться, но я и своих не всех знаю.
Территория для игр есть не у всех садов. У нашего — большая огражденная территория с огромной горкой посредине. Качели, домики, огромная песочница. На улице есть хозяйственные помещения, в которых хранятся игрушки. Дети сами выбирают, чем хотят играть.
Игрушки по сезону. Зимой санки, ледянки, лопаты. Летом велосипеды с прицепами, самокаты, грузовые машины. Не запрещают играть ничем. В песочницу преспокойно наливают воды, и ребёнок сидит лепит пасочки.
Единственное условие от сада — у ребенка должна быть удобная непромокаемая одежда. Весной обязателен комплект: резиновые сапоги, прорезиненная куртка и штаны. Все это хранится в саду. В раздевалке есть сушилка для одежды, зимой вся одежда обычно там.
Большинство родителей оставляют прогулочный комбинезон в группе, а приводят и забирают детей в другой одежде. Это практичнее, так как детям на прогулке позволяют действительно все: ползать в песке, съезжать с горки по траве, снегу, грязи. Главное, чтобы всем было весело.
Когда мы гостим в Украине, на прогулках придерживаемся такой же свободы, как Каролина привыкла в Швеции. Но здесь многие посторонние её одергивают, чтоб не лезла в грязь, лужу, хоть и видят, что я рядом.
Людей удивляет, что ребёнку позволено пачкать одежду. А я привыкла выводить ее на прогулку не как на парад, а надевать то, что не жалко.
В садике есть определённый режим. Есть время кушать, играть, гулять на улице. Но режим в зависимости от погоды, может меняться. В солнечные, тёплые дни они могут все время быть на улице. Даже обед выносят на улицу. Гуляют в любую погоду. Дождь, снег — не помеха.
Со сном тоже все необычно. Кроватей в группах нет, вместо них матрасы и одеяла. Спать вовсе не обязательно. Они сидят, слушают сказки. Кто-то задремает — хорошо. Остальные либо слушают дальше, либо играют, что-то мастерят с воспитателями. Моя Каролина любит в тихий час рисовать и делать бусы. Дома у нас уже склад бус, браслетов и папка рисунков.
Творческие занятия тоже зависят от желания ребёнка. Нет такого, что сегодня все рисуем цветочек, завтра все лепим кувшинчик. Перед праздниками делают поделки, открытки. Перед Рождеством, например, пекли печенье.
Детям иногда дают планшет. Разрешают на нем рисовать, раскрашивать и слушать музыку.
В шведских садиках к еде для детей относятся очень серьезно. На экологичных продуктах просто помешаны. Мясо — только шведское, экологически чистые овощи и фрукты.
Садовское меню отличается от того, что мы готовим дома. Например, им готовят рыбный суп, суп с брокколи, которые у меня дома никто не ест. Каролина и в саду их не очень любит, но это не проблема, так как всегда есть что-то на выбор. Иногда она может пообедать просто хлебом с маслом и молоком. Воспитатели сообщают об этом, когда забираем.
Обязательно спрашивают, нет ли у ребенка аллергии или противопоказаний. Таким деткам готовят отдельно, это все учитывается.
Один из перекусов в саду — фруктовый. А еще часто угощают мороженым. В городе есть два магазинчика, там делают мороженое специально для садика.